16.02.2022 23:56
На ростовский поэтический журнал Prosodia подали судебный иск из-за публикации нецензурной цитаты из письма Ивана Тургеньева. Информацией об этом поделилс в своём Facebook-аккаунте редактор издания Владимир Козлов.
Донское управление Роскомнадзора составило административный протокол на журнал, который процитировал отрывки из переписки классика с публицистом Александром Герценым. В ней Тургенев использует слово «в******к» в значении «внебрачный сын». Также для обозначения таких людей раньше использовали слово «ублюдок».
«Однако слово "ублюдок" никогда не признавалось матерным, несмотря на то, что содержит корень, запрещенный Роскомнадзором. Просим суд учесть эти обстоятельства при вынесении решения. Prosodia ни в коем случае не хотела бы сеять брань, но и охранять людей в возрасте 18+ от суждений классиков довольно странно. Впредь готовы быть аккуратнее в этом вопросе», — написал Козлов.
Он отметил, что штраф грозит не только ему, но и некоммерческой организации, которая управляет проектом. По словам главного редактора, речь может идти о «непосильных» суммах.
Напомним, что несколько лет назад Владимир Путин подписал закон о запрете на употребление мата на публике в любых формах, будь то кинопоказ, читка пьесы, спектакль или концерт. В поправках, которые вносит новый закон, указано, что фильмы, содержащие нецензурную брань, не смогут получить прокатное удостоверение. Документ также вводит запрет на показ картины без такого удостоверения. Стоит уточнить, что показ фильмов с матом, уже имеющих прокатное удостоверение, выданное до 1 июля, считается незаконным. За нарушение вменяется штраф, который для юридических лиц составит от 40 до 50 тысяч рублей. «Рецидивистов» ждут еще более высокие штрафы и приостановка деятельности на срок до трех месяцев.
В современном российском кино подобных языковых единиц бывает немало, хотя создатели отдельных картин умудряются без особенного ущерба обойтись без мата там, где он мог бы быть вполне оправдан. Например, возьмем молодежную комедию «Всё и сразу» про двух провинциальных гопников. Отсутствие слов на «б» и «п» только сделало речь героев комичнее.
А вот в трех громких премьерах этого года — «Левиафане» Андрея Звягинцева, получившем приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, «Да и да» Валерии Гай Германики, взявшем «Серебряного Георгия» за режиссуру на Московском кинофестивале, и картине Натальи Мещаниновой «Комбинат „Надежда“», участвовавшей в кинофестивале в Роттердаме — от правды жизни, то есть естественной речи персонажей в той среде, в которой они существуют, отказываться не стали. Поэтому с 1 июля эти картины оказываются вне закона. Получить прокатное удостоверение они не могут, а их показ без оного невозможен. Как решили выйти из ситуации продюсеры?
Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский и Максим Королев, продюсировавшие «Да и да» Валерии Гай Германики, подошли к делу творчески. Они получили прокатное удостоверение на фильм, которое по новому закону действовало до 1 июля, поэтому в нескольких столичных кинотеатрах зрители смогли увидеть картину в ее режиссерской версии после премьеры на ММКФ. Билеты активно раскупались, так как публика знала, что это единственная возможность посмотреть фильм в первозданном виде. Однако теперь, рассказал КиноПоиску Максим Королев, продюсерам нужно встретиться и решить, как сделать так, чтобы фильм Германики дошел до зрителя. В течение июля можно ждать новостей о том, как будет меняться «Да и да», чтобы соответствовать закону. Режиссер уже говорила журналистам, что если картину переозвучат или перемонтируют, то это будет уже не ее кино.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!