Некоторые сюжеты Скандинавской мифологии в металлопластике, встречающейся на территории Древней Руси
Скандинавские воины-викинги
Влияние скандинавов на Русь в 10-11 вв. – тема, привлекающая к себе внимание на протяжении длительного периода времени. По мнению большинства исследователей, более всего в этом преуспели шведские викинги. Судя по найденным на острове Готланд кладам, широкая торговля велась как с Западом, так и с Востоком, что подтверждает наличие двух торговых путей: из варяг в греки и из варяг в персы.
Варяжская сага - путь из варяг в греки. 1876. Художник Айвазовский Иван Константинович.
Схема передвижения викингов на 'Восточном пути'
Правда от самого острова путь был один: по Балтийскому морю и далее по Неве до поселения близ Старой Ладоги, оттуда по Волхову до Новгорода. Лишь после этого он разветвлялся на западный и восточный. Первый пролегал по реке Ловати, далее волоком до Западной Двины, затем опять же волоком до Днепра (в районе Гнёздово) и по нему в Черное море. Второй шел до истоков Волги и по ней в Каспийское море. Безусловно, существовала и масса разновидностей и других, второстепенных маршрутов. Немые свидетели варяжского присутствия в этих местах - находки скандинавского импорта вдоль них, например нательных крестов скандинавского происхождения.
Погребение викинга на берегу реки в Восточной Европе. Араб Ибн Фадлан оставил свидетельство того, как хёвдинг русoв был сожжен вместе с рабыней в корабле на берегу реки Волги неподалеку от Булгара в 922 г. Один из участников погребальной церемонии сказал ему: «Мы сожжем его в огне за один миг, и он немедленно отправится в рай». После сожжения над остатками погребального костра сооружали курган. Картина, выполненная акварелью и гуашью, художник — Свен Улоф Эрeн.
Интересно, что на многих предметах древнерусской металлопластики встречаются причудливые и непонятные на первый взгляд сюжеты. Большинство из них, так или иначе, связаны со скандинавской мифологией. Остановимся лишь на двух из них.
Подвеска монетовидная 'Один и вороны'. Литье X в.
Первое, на чем бы хотелось сосредоточить внимание, это подвеска с изображениями Одина и сидящих у него на плече воронов: Хугина и Мунина. Согласно легенде, поутру он выпускал их лететь по белу свету, а к обеду они возвращались и сообщали хозяину все, что увидели и услышали. Изучению, в том числе этих привесок, посвящена работа Г.Ф. Корзухиной (2). В ней автор выделяет шесть известных на тот момент одинаковых по сюжету и датируемых 10 веком привесок.
Подвески монетовидные 'Один и вороны'. Литье X-XI вв
Они происходят из: 1) курганной группы близ Седнева Черниговской губернии и уезда; 2) Гнездовского клада 1868 г.; 3) села Васильки Владимирской губернии ; 4) города Бирки (Готланд, Швеция), погребение 762; 5) Сегисты, приход Барва, Зедерманланд, Швеция, погребение; 6) город Пренцлау, Северная Германия. Каким-то образом в этот список не попала подвеска из курганов у Николаевской Белогорсой пустыни (ныне село Горнали) Суджанского района Курской области, найденная при раскопках Д.Я. Самоквасова еще в 1872 году (3). Тем значимее выглядит находка подобной привески в Витебской области, сделанная в 2009 году. Следует отметить, что привеска выполнена из серебра и покрыта позолотой.
Вороны Хугин и Мунин на плечах Одина. Иллюстрация в исландской книге 18 века.
Хотелось бы так же упомянуть и еще об одном интересном наблюдении, сделанным В. Бирловым. В сюжете найденной им на реке Веле поясной накладки, аналогии с рисунком на камне, в городе Бирке (Швеция). На камне, скорее всего, изображен путь война в Вальхаллу. Всадник изображен сидящим на коне с мечом в руке. Его сопровождают два волка: Гери и Фреки. Чуть выше расположен корабль Одина Скидбладнир, над которым видны еще два его спутника – вороны Хугин и Мунин. Все это венчает изображение Вальхаллы, которая изображена в виде шатра. Как видно, изображение Вальхаллы совпадает с рисунком на накладке.
Поясная накладка с изображением пути воина в Вальхаллу, X - XI вв.
В этой статье была несколько расширена география подобных находок. Исследования выявили, что подобные накладки были найдены: на месте бывшего села Курова Московского уезда, на месте летопиного города Торческ, Ракитянский район Киевской области), и еще две в Московской области (Можайский и Звенигородский районы). Накладка из Киевской области отличается от других рисунком и золочением (сохранилось фрагментарно). Звенигородская находка уже была опубликована и датирована 11 веком. Датировка концом 10-11 веками представляется весьма вероятной и для подобных ременных накладок, так как скандинавское влияние в этот период, судя по археологическим находкам, наиболее ощутимо.
Изображение Вальхаллы на поясных накладках, аналогичное рисунку на камне в городе Бирке (Швеция)
Автор: Василий Коршун.
В материале использован рисунок из статьи "Воины эпохи Древней Руси X - XI веков на рисунках-реконструкциях Олега Федорова".
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Очень интересно, жаль, мало..) спасибо!
очень интересно!
Мне кажется автор статью несколько исказил своей схемой реальную карту, почему-то совершено исключен пусть из варяг в греки и персы по Москва-реке, Оке, Волге, и потом Дон, Азовское море, Крым.
Почему только через Смоленск и почему это главный путь?