Время петровских реформ – удивительный период в истории русского декоративно-прикладного искусства. Реформы эти, без сомнения, коснулись всех сфер русского традиционного уклада. Необходимость резко изменить вкусы и привычки целого народа, по крайней мере, его великосветской части, в отрезок времени, равный одной человеческой жизни, требовала введения определенных регламентов, запретов, циркуляров и прочих ограничительных средств.
Правильней всего было бы назвать этот исторический отрезок – «Время дилетантов».
Это период, когда личные вкусы и пристрастия определенного заказчика значили для истории искусства ничуть не меньше вкуса, образования, опыта самых именитых европейских художников. Формула времени: заказчик – как соавтор, художник – как исполнитель.Правильней всего было бы назвать этот исторический отрезок – «Время дилетантов».
Подобным деятельным соучастием в обустройстве своей личной среды отличался не только Петр, но и все знатные вельможи того времени, отнюдь не родовитые бояре. В первую очередь – Светлейший князь Меньшиков, и, как отмечает И.Э.Грабарь, Петр сам не отличался высоким художественным вкусом, а его «правая рука», с его биографией и образованием и подавно. Затем в круг высокопоставленных заказчиков входили: адмирал Головин, фельдмаршал Шереметьев, все «дети гнезда петрова», весь новоиспеченный столичный двор.
Со своей стороны серьезными заказчиками становились богатеющие купцы и промышленники, например, Строгановы, сыгравшие немалую роль в становлении русского искусства, Демидовы и другие.
Несмотря на множество запретов и регламентов, которые хозяин обязан был соблюсти при постройке нового дома, в оформлении интерьера он чувствовал себя совершенно свободно, поскольку четких правил, по которым следовало бы вести внутреннюю отделку, не существовало.
Внешняя и внутренняя планировка особняка петровской эпохи организуется, по выражению того времени, « в итальянской манере». То есть в форме трехчастного особняка. Некоторые исследователи говорят о том, что «манера» эта пришла к нам из Голландии, эстетические вкусы которой во многом сформировались под влиянием итальянского ренессанса. Впрочем, такой вид планировки предпочитали практически во всех европейских странах.
Знания о европейской культуре русские черпали из увражей, практических руководств XVII – XVIII вв., приток которых в Россию петровского времени резко увеличился. Из самых известных можно назвать работы Ж. и Д. Маро, Л. Штурма, П. Декера. Эти руководства содержали образцовые проекты плафонов, каминов, архитектурных шаблонов, рисунки паркетов, обмеры мебели и прочее, прочее, и практически никогда не исполнялись дословно. Тот самый новоиспеченный вельможа почти всегда проявлял фантазию и создавал вокруг себя свое собственное представление о европейском интерьере. Человеку начала восемнадцатого столетия было понятно, что по старому уже нельзя, но вот как по новому? Людям, выросшим в комнатах со сводчатыми потолками, а подчас и в простой избе, было затруднительно сразу однозначно ответить на этот вопрос чужой им цивилизации. Отсюда вся эклектичность петровского времени.
Большинство мастеров того времени были иностранцами. По приглашению Петра в Россию приезжают многие европейские специалисты, столяры, обойщики, резчики, токари по дереву, каретчики, позолотчики. В числе прочих приезжают Николай Пино, Мишель Фоле.
Русские мастера осваивали заграничные образцы еще в XVII веке, в московской мастерской Оружейной палаты. Новая столица, которую активно застраивали деревянными зданиями, имитирующими каменные, сильно нуждалась в квалифицированных резчиках, столярах и плотниках. Многие специалисты из Москвы были переведены в Петербург., так же были выписаны мастера из окрестных губерний. Более полутора тысяч человек прибыли в новый город. Кроме того молодые люди посылались за границу. Учиться «кабинетному делу», так как мебели не хватало.
Крестьянская культура была достаточно консервативна, казалось, специально никто не стал бы уделять внимание преобразованию деревенского быта, однако и в убранстве простого интерьера появляются голландские ренессансные мотивы. Вероятно, благодаря тем самым простым резчикам, вернувшимся домой после очередного сложного заказа на «корабельную резь»
Большинство русских мастеров традиционно селилось на Охте. Так в 1720 году там возникла «Команда Охтян» - артель вольных плотников. В основном же русские мастера того времени, конечно, были безымянные крепостные.
Примеры мастерства русских резчиков мы можем видеть в отделке Летного дворца, Большего Петергофского дворца Петра, Ораниенбаумского дворца Меньшикова и других парадных апартаментах того времени. Резьба – один из предпочтительных способов отделки того времени. Художественной резьбой покрывали стенные панели, дверные и оконные откосы, карнизы, полотна дверей, перила. Из материалов любили дуб, орех, чинару. Дерево тонировали и вощили. В моде была матовая поверхность дерева.
Летний домик Петра.
Стены отделывались деревянными панелями, расписными или золоченными кожами, сукном, шелком, холстом с набивным рисунком, имитирующем шпалеры, иногда обоями. Но обои не любили, они быстро портились от влаги, их нельзя было снять и хранить в свернутом виде наподобие ткани, поэтому текстиль был предпочтительней. Иногда использовали стукко, искусственный мрамор, но в то время крайне редко. Все это было ярко, контрастно и всегда поражало европейцев своей самобытностью. Любили использовать в отделке голландские изразца, товар этот был не дешев, обычно изразцами облицовывали печи или часть стены, но иногда проявлялась русская широта души, как например в, единственных в своем роде, Варвариных покоях, где все стены и своды облицованы голубыми изразцами.
Варварины покои.
Наряду с обычными дощатыми полами, появляются паркетные, и, иногда, даже мраморные. Паркет петровского времени отличается рациональным и лаконичным рисунком. Обычно узоры брали из европейских указаний. Заказчик Петр опять же проявил себя, придумав паркет для одной из комнат в Монплезире.
Европейский стиль жизни требовал европейской же планировки. Особенно заметны эти нововведения в отношении спальных покоев. Спальня – самая интимная часть русского дома. Однако в Европе спальня выполняла еще и функции приемных апартаментов, и по европейскому этикету располагалась рядом с прихожей.
Спальня в Летнем дворце.
Первая европейская кровать появилась в московском доме князя Голицына. В его спальне стояла кровать «немецкой» работы с балдахином, на четырех столбах.
Кровать в спальне размещали в специальной нише, «по французскому манеру». В Петербурге устройство спален «по французски» пропагандировал Леблон. Такой прием, с его легкой руки получил широкое распространение в русских дворцах. Так же зачастую, за перегородкой устраивались определенные удобства – специальный стульчак. Вещь в России абсолютно новая, так как в допетровской России туалет обычно располагался в отдельной пристройке с выгребной ямой, или просто пользовались выносным судном.
Место традиционных сундуков заняли комоды и шкафы, кабинеты, столь популярные в Европе. Декорировались они при помощи архитектурных шаблонов. Поверхность таких шкафов так же вощилась и имела матовую фактуру.
Столы напоминали голландские, на толстых ножках, стянутых проногами в виде тяжелой рамы. Зачастую они обладали очень высоким подстольем с ящиками. Декорировали подстолье архитектурными орнаментами, напоминающими детали русской традиционной архитектуры, своды, наличники. Столешницы имели выдвижные боковые доски. Столы часто делали из обычного простого дерева, тогда их красили, обыкновенно в зеленый цвет.
Стулья и кресла были простыми по форме, в основном голландской и английской работы. С традиционно высокими спинками. Обивались такие стулья тканью или кожей маленькими гвоздиками на голландский манер. На плетеные сидения клали шелковые подушечки.
Особо следует отметить увлечение шинуазри. Впрочем этой модой увлекалась вся Европа. Стулья. Горки, шкафы с выпуклыми формами, нагнутых ножках в виде птичьей лапы, китайские мотивы на обоях и прочее, прочее.
Декоративная культура петровского времени – явление оригинальное в своем роде. Влияние европейской и древнерусской культуры, а также сильной воли определенной группы людей отнюдь не с европейским образованием и воспитанием, различные принудительные меры и регламенты сотворили очень эклектичный, разнородный, самобытный. но все-таки стиль, « по духу», по времени, стиль «Петровского барокко».
Гипатия Яковлева.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: