+1 5
+5
-1 0

Джош Лэйн (Josh Lane) исследует роль супергероев в истории Древнего Египта

«Героеглифика» (Hero-glyphics) Джоша Лэйна (Josh Lane)

«Героеглифика» (Hero-glyphics) Джоша Лэйна (Josh Lane)

Супергерои – это осколки сломанных мифов. В рациональном мире научного познания, отказавшемся от богов и монстров, которые когда-то населяли легенды и верования, последние фантастические создания, прочно вошедшие в современный фольклор, – это переодетые борцы с преступниками и злодеями, наделенные сверхъестественными способностями.


Очевидно, что между супергероями и древним миром, чья мифология адаптировалась к специфике современного общества, существует прямая преемственность. В «Героеглифике» (Hero-glyphics) Джоша Лэйна (Josh Lane) переодетые борцы со злом – от Людей Икс до Могучих рейнджеров и Черепашек-ниндзя – появляются на египетских папирусах вместо Осириса и Анубиса.

Могучие Рейнджеры

Могучие Рейнджеры

Черепашки-ниндзя

Черепашки-ниндзя


Более того, они включают еще и Тора – супергероя/бога, позаимствованного создателями комиксов и фильмов прямиком из германо-скандинавской мифологии. Это усиливает стойкое ощущение, что древнеегипетские комиксы Лэйна – это упражнения в сравнительной мифологии.

Тор и Мстители

Тор и Мстители


Изображая современных героев, он применяет каноны изобразительного искусства Древнего Египта: голова и ноги в профиль, торс – развернут в сторону зрителя. Это один из самых древних известных нам изобразительных канонов. По крайней мере, он уже был установлен ко времени создания «Палетки Нармера» (примерно пять тысяч лет назад).

Человек-паук

Человек-паук


Спустя три тысячи лет, во время римского правления, эта своеобразная манера изображать людей и богов все еще была на пике моды. Почему, за исключением эпохи правления фараона-диссидента Эхнатона, художники Древнего Египта не искали свежих дизайнерских решений? Почему не экспериментировали с пропорциями и объемом?

На досуге в своих мастерских, вероятнее всего, искали и экспериментировали (портреты краткого Амарнского периода показывают, что получается, если позволить художникам пуститься во все тяжкие). Но в целом египтяне явно требовали от искусства постоянного повторения одного и того же. Оно было воплощением древней веры и глашатаем вечных истин. Так зачем чинить то, что не может сломаться?

Star Trek (Звёздный путь)

Star Trek (Звёздный путь)


Конечно, то же самое можно сказать и о супергероях. Героеглифы выглядят забавно именно потому, что их персонажи так узнаваемы. Супергероям, впервые появившимся в комиксах 20-го века и заполонившим всё, от блокбастеров до конструктора Лего, не привыкать к смелым опытам над их внешностью. Но основной набор опознавательных признаков остается непоколебим. Как бы ни страдал Бэтмен, он не перестанет одеваться летучей мышью.

Древним египтянам, которые верили в богов с головами львов и шакалов, это было бы близко и понятно. Вот только вывернутые набок ступни, должно быть, мешают супергерою развивать в космосе нужную скорость.

Люди Икс

Люди Икс


Раз уж речь зашла о супергероях в разных жанрах и эпохах, напомним, что художники дизайн-студии WonderBros попытались предположить, как могли выглядеть постеры с их изображением, если бы рисовать их взялся Пабло Пикассо; Мария Данлакис (Maria Danlakis) рисует женщин-супергероев в стиле пинап; а фотограф Пол Армстронг (Paul Armstrong)отснял «репортажную» серию про Капитана-Америку - «Сцены из жизни стареющего супергероя» (Everyday Occurances of Aging Superhero).
7
13074 просмотров
В закладки
Версия для печати