Jamie Reid, Sex Pistols, God Save the Queen, 1977
Английские булавки, ирокезы и тяжёлые сапоги — вот из чего были сделаны европейские и американские девчонки и мальчишки в 1970-х. Если добавить немного концертных плакатов, фанатских журналов и конвертов для пластинок, получится вполне атмосферный образ «панк-революции» с лицом безбашенных Sex Pistols.
Jon Savage, Joy Division, 1979
Такова идея выставки «Довольно-таки свободно: графический язык панка» («Pretty Vacant: The Graphic Language of Punk») в Колледже искусств и дизайна Филадельфии им. Мура (Philadelphia's Moore College of Art & Design). Организаторы выставки собрали в одном помещении внушительную коллекцию визуальных символов той эпохи, когда умы и сердца захватил принцип DIY (Do It Yourself) — «культа самоучки», самопродвижения и самиздата. Их эстетика, сформированная анархистскими настроениями, чёрным юмором и оглушающим ревом гитарных усилителей, помимо всего прочего, начала новую, провокационную эпоху в истории графического дизайна.
Poly Styrene, X-Ray Spex at The Round House, 1978
Punk Magazine, Issue No. 3
В экспозицию вошли несколько сотен экспонатов, позаимствованных у нью-йоркского коллекционера Эндрю Кривина (Andrew Krivine). Авторы некоторых из них — весьма заметные фигуры в области искусства и графического дизайна (например, Раймонд Петтибон и Питер Сэвилл), другие работы анонимны, но все они восхваляют время, когда миллионы адептов проповедовали нигилизм, расширение сознания и полную независимость. Дизайн значков, флаеров, плакатов и листовок, смешивающий стиль обложек бульварного чтива и приемы дадаистов, показывает, как неразрывно непосредственное и до истеричности эмоциональное искусство того времени было связано с репетициями The Ramones, Television, Iggy Pop, The Clash и Siouxsie & the Banshees.
Неизвестный исполнитель. Рекламный плакат для Slash Magazine, 1978
Афиши концертов и плакаты особенно отличаются взрывными комбинациями типографики, коллажа и иллюстрации, демонстрируя полное отсутствие каких бы то ни было рамок для этих художников, точно так же, как музыка той эпохи совершенно не признавала границ жанра. Способам художественного самовыражения панк-культуры просто необходимо было быть громкими и агрессивными, а песням — назойливыми и абсурдными.
Arturo Vega, Ramones, 1975
С годами агрессия сменилась иронией, истеричность — остроумием, но и в дизайне афиш рок-концертов последнего десятилетия (к примеру, в серии «Horror Business» Брайана Эвинга) все еще слышны отголоски бестолкового и крикливого, но такого искреннего панк-движения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: