Промышленный дизайн   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Дизайн    



Родившись крепостным, он достиг богатства и успеха своим трудом – создал известнейшее в России ювелирное дело, восстановил старинные технологии русской эмали, добился внимания императорского двора и открыл собственную школу, где применялись новаторские способы подготовки. Павел Овчинников – ювелир, промышленник, мыслитель и педагог, стал ключевой фигурой российской культуры середины XIX века…


Изделие фабрики Овчинникова.

Изделие фабрики Овчинникова.


Павел Акимович Овчинников родился в 1830 году в Подольском уезде и был крепостным князя Волконского, но от обычной участи крепостного его спасли рано и необычайно ярко проявившиеся способности к рисованию. Его брат давно получил вольную и держал мастерскую золотых и серебряных дел в Москве.

Изделия фабрики Овчинникова.

Изделия фабрики Овчинникова.


Павел присоединился к нему в качестве подмастерья, а спустя восемь лет смог и сам получить свободу. Овчинникову повезло и еще раз – его избранница получила неплохое приданое, которое он успешно вложил в развитие собственного ювелирного предприятия. Спустя четыре года оборот его предприятия достиг полутора миллионов рублей.

Кованый ларец.

Кованый ларец.


Впервые он продемонстрировал свои работы в 1865 году на выставке мануфактурных произведений. Впрочем, там он был скромен и представил изделия для богослужений по рисункам академика Борникова.

Витрина фабрики Овчинникова.

Витрина фабрики Овчинникова.


А дальше – бесконечная лестница успеха. Фабрика Овчинникова принимает участие в крупнейших выставках в России и за рубежом, неизменно получая высокие награды, а вскоре становится поставщиком императорского двора. Фабрика получила право использовать в своих изделиях государственный герб.

Заказ для члена императорской семьи.

Заказ для члена императорской семьи.


Изделия с российским гербом.

Изделия с российским гербом.


Слева - изделие с российским гербом и витражной эмалью.

Слева - изделие с российским гербом и витражной эмалью.


В Париже ювелир завоевал серебряную медаль за письменный прибор, посвященный освобождению крепостных в 1861 году.

Изделия фабрики Овчинникова.

Изделия фабрики Овчинникова.


О нем писали – «Овчинников известен всей России, и эта известность приобретена им самим». Это было редчайшее сочетание энергичности, обаяния, упорства, предприимчивости, рационального ума и высокого художественного дарования. Он единолично управлял предприятием и значительные усилия прилагал для рекламы в России и за границей.

Портсигар с эмалью.

Портсигар с эмалью.


Изделия с эмалью в различных стилях.

Изделия с эмалью в различных стилях.


Овчинников был не просто успешным фабрикантом – он был настоящим популяризатором эмальерного дела. Никогда ранее фабричные изделия не покрывались столь сложными витражными эмалями.

Изделие со стилизованными павлинами.

Изделие со стилизованными павлинами.


Чаша с эмалью.

Чаша с эмалью.


Овчинников и его коллеги использовали самые разнообразные варианты применения эмалей – маленькие вкрапления или масштабные сложные орнаменты… Овчинников не боялся сочетать эмаль с чернью и другими способами декорирования.

Изделия в русском стиле.

Изделия в русском стиле.


Изделие с рокайльными мотивами.

Изделие с рокайльными мотивами.


Ковш в русском стиле.

Ковш в русском стиле.


Кроме того, он смело экспериментировал со стилями, интерпретируя, к примеру, шинуазри и другие ориентальные направления. Правда, заигрывая с темой «востока», не забывал он и о корнях – например, для политехнической выставки 1872 года был создан роскошный сервиз с видами Москвы.

Изделия в русском стиле и сервиз с видами Москвы.

Изделия в русском стиле и сервиз с видами Москвы.


Ларец с эмалью.

Ларец с эмалью.


В то же самое время в декоративно-прикладном искусстве сформировалось устойчивое стремление к интерпретации русских национальных мотивов. Гравюры с видами городов, сюжеты из русской истории, лубки и орнаменты – спектр незаслуженно забытых художниками образов был так велик, что каждый мог найти в недрах русской культуры что-то близкое его вкусам.

Изделия с мотивами русской культуры.

Изделия с мотивами русской культуры.


Изделия в русском стиле.

Изделия в русском стиле.


Павел Овчинников искусно сплетал «древнерусские» мотивы с восточными, добиваясь выразительной и впечатляющей пластики линий. Овчинников и его мастера изучали опыт ювелиров допетровской эпохи, чтобы получить нечто оригинальное и при этом «подлинно русское», вели экспериментальные разработки новых техник создания эмали.

Сочетание русских и ориентальных орнаментов.

Сочетание русских и ориентальных орнаментов.


Ларец с русскими мотивами.

Ларец с русскими мотивами.


Так именно на фабрике Овчинникова после долгих поисков была восстановлена, казалось бы, давно и безвозвратно утраченная техника перегородчатой эмали – впрочем, широкого распространения она не получила. Зато оконная, или витражная эмаль, которую крайне редко использовали и в России, и на Западе, была развита именно мастерами Овчинникова.

Ковш в русском стиле.

Ковш в русском стиле.


Ковши фабрики Овчинникова.

Ковши фабрики Овчинникова.


Ковш с былинным мотивом.

Ковш с былинным мотивом.


Фабрикант ничуть не скрывал достижений и исследовательских изысканий своего предприятия, охотно делился находками и научными сведениями в своих книгах.

Сервиз фабрики Овчинникова.

Сервиз фабрики Овчинникова.


Сервиз с витражной эмалью.

Сервиз с витражной эмалью.


К тому же он сотрудничал со многими известными художниками своего времени, например, Лансере.
Национальный колорит изделий Овчинникова ценили иностранцы, заезжавшие в Москву или Санкт-Петербург, где располагались магазины фабрики.

Ковш в форме павлина.

Ковш в форме павлина.


Павлин.

Павлин.


Вернуться в Париж без сувенира с клеймом фабрики Овчинникова? Невозможно! Сервизы, чаши, кубки, покрытые витражной эмалью, дарились на дипломатических встречах и подносились важным особам по всей Европе.

Блюдо с эмалью.

Блюдо с эмалью.


Ковш в русском стиле.

Ковш в русском стиле.


Но приоритетом работы фабрики оставалось создание церковной утвари – более шестидесяти лет храмы и монастыри обращались именно к фабрике Овчинникова. Элементы созданного мастерами фабрики убранства можно увидеть в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храме Христа Спасителя в Москве.

Оклады икон с эмалью.

Оклады икон с эмалью.


Оклад с эмалью.

Оклад с эмалью.


Оклад с эмалью.

Оклад с эмалью.


Кроме того, Овчинников был хорошим управленцем и педагогом. Он стремился к тому, чтобы рабочие ни в чем не нуждались, а организация их труда и быта была на высоте. Свои взгляды он изложил в революционной для того времени книге «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях».

Не только Фаберже!

Не только Фаберже!


Он одним из первых фабрикантов открыл ремесленно-художественную школу, на территории которой проживало сто тридцать учеников, которые на протяжении шести лет осваивали как общеобразовательные науки, так и рисунок, лепку, каллиграфию. Ученики школы регулярно получали награды на различных выставках, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки. Ученики работали на фабрике, но выполняли лишь работу, связанную с их обучением и повышающую их мастерство. Строжайше запрещалось использовать подростков для выполнения черновых работ, уборки, обслуживания.

Изделия фабрики Овчинникова.

Изделия фабрики Овчинникова.


Его кончина не привела к гибели предприятия. Сыновья Овчинникова унаследовали его предприимчивость, любовь к экспериментам и чувство стиля. Работы, представленные ими в 1900 в Париже, заслужили немало комплиментов как новаторские и технически сложные. Фабрика была закрыта после революции, а ее имущество национализировано. Сейчас сохранившиеся изделия фабрики Павла Овчинникова продаются на аукционах за немалые деньги как в России, так и за рубежом.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








12615
24.06.2019 13:24
В закладки
Версия для печати




Смотрите также