Сегодня Италия не сходит со страниц новостных порталов из-за коронавируса, стоит вспомнить и другие эпизоды ее истории, гораздо более оптимистичные. После темных дней эта страна всякий раз переживала новые Ренессансы. И во главе одного из них стоял архитектор Джио Понти – человек, показавший после катастрофы Второй мировой войны, что Италия способна покорить весь мир красотой. «Крестный отец» итальянского дизайна…
Рисунок и интерьер Понти.
Имя Джио Понти вполне можно назвать в одном ряду с художниками эпохи Возрождения – он сочетал в себе множество талантов . Поэт, художник, дизайнер, издатель, скульптор, педагог... Он воплотил свои способности во многих сферах, но сперва получил образование архитектора и был по-настоящему влюблен в архитектуру – современную и древнеримскую, ренессансную и средневековую. Он говорил, что архитектура – сцена, в которой свершается спектакль нашей жизни.
Понти умел сочетать традиции и современность.
С детских лет он был окружен красотой. Появившись на свет в Милане на излете XIX века, он впитал в себя атмосферу средневековья, таившуюся в уголках этого старинного города. Его захватывали мысли о том, что все это – узкие улицы, дома, мозаики и статуи, искусно сплетенные кружева и деревянная резьба – способно пережить и своих творцов, и владельцев, и их потомков… Сквозь года он пронес любовь ко всему ремесленному и не забывал обращаться к традиционным технологиям во многих своих интерьерных проектах.
Керамическая статуэтка.
Он окончил Миланский политехнический институт – впоследствии именно там он станет пестовать юные таланты. Но сначала была… война. Была карьера в корпусе понтоньеров, боевые награды, потом – работа на керамической фабрике, не приносившая удовлетворения… После Первой мировой молодые художники стремились к созданию нового мира, чистого, прекрасного, возрожденного искусством. И Понти искал собственный путь к обновлению. Его эклектичные, выполненные на грани между классической серьезностью и мягкой иронией, проекты имели успех. Для Richard-Ginori году он создал несколько арт-объектов, навеянных легендами о ведьмах. Довольно скоро он стал креативным директором фабрики Richard-Ginori и за семь лет вывел предприятие на лидерские позиции на рынке керамики (у Понти был редкий для художника талант – превращать в золото все, за что он брался). Но этого было мало.
Арт-объекты Понти.
В1928 году Понти вместе с другом, журналистом Уго Оджетти, организовал журнал Domus, ставший впоследствии культовым в среде архитекторов. В то же самое время он вернулся к архитектурному проектированию и начал экспериментировать над гражданским жильем, внедряя в типовые миланские дома модульную систему и идеи открытого пространства. Однако, пока в Веймарской республике и СССР модернисты упражнялись в создании минималистичных интерьеров, сочетая стекло и гнутые металлические трубки, и сбрасывали традиционные формы «с корабля современности», Понти искал применение тем образам итальянского искусства, которые с детства очаровывали его. Так, сочетая новаторское и привычное, обращая особое внимание на эргономику и качество материала, Понти создавал истинно итальянский дизайн.
Кресло с орнаментом, разработанным Понти.
Столик с круглым отверстием.
Движение по «осовремениванию» традиционной итальянской архитектуры называлось «новеченто» - по аналогии с периодами развития искусства в эпоху итальянского Ренессанса. Он сохранил в дизайне яркие цвета, сложные сочетания фактур, яркую образность и иллюстративность в те годы, когда дизайнеры-модернисты объявили войну орнаменту.
Интерьерные решения Понти.
После Второй мировой Италия, казалось, лежала в руинах. И тут настало время Понти разойтись в полную силу. Он уже был известен – его собственная фирма с 1932 года обеспечивала итальянский средний класс качественными и красивыми светильниками, его журналом зачитывались студенты архитектурных факультетов… После войны именно его революционные проекты и бережное консультирование производств позволили итальянской промышленности сделать невероятный рывок и преодолеть послевоенный кризис.
Он создавал невероятно легкие стулья, которые казались массивными на первый взгляд, роскошные кресла, доступные каждому, модульные шкафчики и фарфоровые сервизы, стеклянную тару для множества фирм и лампы, которые производятся и по сей день…
Ультралегкие деревянные стулья.
Кресло с металлическими ножками.
Но Италии было нужно новое «лицо», новый архитектурный облик. Так появилась модернистская башня Pirelli - первый небоскреб в Италии. На самом деле Понти спроектировал стальную башню, которой предстояло затмить творение Эйфеля, еще в 1933 году, но Муссолини запретил ее строительство.
Вершиной творчества Понти стала, пожалуй, ажурная церковь Сан-Франческо. Архитектор вдохновлялся средневековой итальянской архитектурой, однако отверг ее тяжеловесность, облегчив конструкцию.
Виллам, которые возводил Понти, он давал женские имена. «Серена», «Флавия», «Джулия»… «Джулия» было его любимым именем.
Понти был невероятно плодотворен. Он проектировал здания шесть десятков лет (сто двадцать проектов в нескольких странах мира!), четверть века преподавал и читал публичные лекции, пятьдесят лет посвятил изданию журналов, написал две тысячи статей… Казалось бы, одному человеку не под силу сотворить столько – разве что отказаться от всех радостей жизни. Но Понти этого не потребовалось – он и в личной сфере был весьма успешен. После университета он встретил любовь всей своей жизни, Джулию Вимеркатти, стал отцом четверых детей и дедом восьми внуков.
Собор, проектированный Понти.
О Понти перестали говорить повсеместно в 70-х, когда на сцене появились бунтарские группы молодых дизайнеров, уставших от «хорошего дизайна», однако до конца жизни он оставался одним из самых влиятельных людей в итальянской промышленности и архитектуре. Он оставил мир, который беззаветно любил, в 1979 году, ему было восемьдесят семь лет. Джио Понти остался в истории не только как великий творец, но и как человек, вернувший Италии статус «страны высокого искусства». Благодаря ему словосочетание «Made in Italy» стало синонимом высокого качества и безупречного стиля.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: