Автор знаменитых советских шлягеров 70-х, генерал-майор милиции Алексей Экимян
Его песнями было заполнено музыкальное пространство 70-х, они слышались отовсюду. Теплые, душевные, очень искренние мелодии моментально западали в душу, и имя композитора, написавшего эти прекрасные мелодии, Алексея Экимяна, было известно многим. Но далеко не все знали, что автор всех этих мелодий - один из лучших сыщиков в стране, 27 лет проработавший в уголовном розыске и дослужившийся до звания генерал-майор милиции.
“Снегопад, снегопад, не мети мне на косы…”, “Не надо печалиться, вся жизнь впереди…”, “Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь…”, “Подари мне платок…”, “Просто встретились два одиночества, развели на дороге костер…”, “Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал...”, - эти гениальные, незабываемые мелодии были на слуху у граждан всей огромной советской страны, но немногие знали, что пишет их генерал-майор милиции.
Генерал-майор и его песни
За роялем генера-майор Экимян.
Несмотря на огромные перегрузки, связанные с оперативной работой, когда спать приходилось всего по 4-5 часов, приходя домой, он становился романтиком, на время забывая о том жестоком мире убийц и насильников, с которым ему приходилось каждый день сталкиваться по долгу службы, и погружался в совершенно иной мир, мир своих чистых и светлых мелодий. Сидя на маленькой кухоньке, потихоньку, чтобы не разбудить жену и детей, он наигрывал их на домре - другого инструмента поначалу в доме не было. Позже появилось и пианино, на котором поначалу он мог играть лишь одним пальцем, ведь музыкального образования у него не было. Дело в том, что хотя он и начинал в детстве учиться играть на скрипке, но война и тяжелая послевоенная жизнь надолго разлучили его с музыкой.
В 1969 году Алексей Экимян написал свою первую песню “Случайность“, но впервые она прозвучала лишь в 1975 году, когда ее выбрала для своего альбома и исполнила приехавшая в Москву Анна Герман. А до этого были шесть безуспешных лет обивания порогов музыкальных редакций, поскольку в эфир допускались в основном лишь произведения членов Союза композиторов.
“Представить страшно мне теперь,
Что я не ту открыл бы дверь,
Другой бы улицей прошел,
Тебя не встретил, не нашел… “
1970-е годы стали необычайно плодотворным периодом в творчестве композитора. Песни Экимяна на худсоветах стал представлять не он сам, милиционер далёкий от искусства, а широко известные артисты. Его возросшую популярность лишь отчасти можно было объяснить служебным положением – ведь мало кто мог отказать генералу в милицейских погонах. Но, конечно, главным образом, уважения и признания он добивался, благодаря своему таланту.
Вот как вспоминает о своем знакомстве со "странным" генералом Вахтанг Кикабидзе:
- Наше знакомство было странным. Однажды мне позвонили из Тбилиси, из УВД. Сказали, что приехал какой-то московский генерал, который в свободное время пишет песни и хочет, чтобы я их исполнил… Отбояриться не получилось – уже минут через 20 ко мне домой явились высокопоставленные чиновники, среди них Экимян в генеральской форме. Нехотя поехал с ними на студию. Но потом послушал песни, штук четырнадцать, и понял – то, что надо! Я записал их с ходу, на следующий же день. Даже не репетировал, настолько они оказались мелодичными: просто брал текст, слушал музыку – и пел… Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел – коньяка не было, песни были!.. Экимян остался очень доволен. Позвонил мне, сказал, что хочет вместе сфотографироваться для диска. Я ответил: "Конечно! Только надень белый костюм. Как зачем?! Расписываться на твоем костюме стану, автографы давать!".
И после этой записи они стали друзьями на всю жизнь.
Алексей Экимян с Вахтангом Кикабидзе
Подобная история была и у Нани Брегвадзе с песней "Снегопад". Только впоследствии она оценила, какой замечательный подарок сделал ей генерал милиции - с тех пор ни один ее концерт не обходится без просьбы исполнить "Снегопад". И есть у этой песни такое замечательное свойство - она никогда не надоедает певице и всегда с первых же нот ложится на душу.
А вот что говорил по поводу Экимяна Иосиф Кобзон, который вначале тоже не испытывал большого желания исполнять его песни:
- В него все влюблялись... Во-первых, он был очень красивым человеком, внешне. А во-вторых, он никогда не лез в душу, но все время оставался в ней...
Будучи очень скромным человеком, Алексей Гургенович мало с кем из коллег в погонах делился своими успехами в творчестве. И для многих из них это становилось настоящим шоком. Так, на одном из концертов, посвященных Дню милиции, министр МВД Николай Щелоков, заинтересовавшись замечательными песнями, поинтересовался – Не приходится ли композитор Экимян родственником генералу Экимяну? "Нет, не родственник, - сказали Щелокову, - это он и есть, наш генерал Экимян."
И все же - ловить преступников или писать песни?
Алексей Гургенович Экимян
Алексей Экимян никогда не думал быть милиционером, но после войны по совету друзей все же закончил сначала школу милиции во Владимире, а затем - в Москве. И по окончании сразу попросил направить его на самый трудный и отсталый участок. И уже буквально через год вывел его по всем показателям в лучшие, сам при этом принимал самое активное участие в раскрытии преступлений.
В середине 60-х, когда Экимян уже руководил угрозыском Московской области, раскрывались практически все преступления. В 1970 году ему досрочно присваивают очередное звание, и он становится самым молодым генерал-майором милиции, не считая Чурбанова, зятя Брежнева, а через три года этот генерал-майор становится еще и членом Союза композиторов СССР. Однако, с ростом популярности становится все сложнее совмещать службу и сочинение песен, возрастает и недовольство начальства по поводу его увлечения музыкой. Наступает время сделать выбор, и в конце 1973 года, после очень долгих сомнений и раздумий, на пике милицейской карьеры, Экимян принимает очень непростое для себя и своей семьи решение и подает в отставку.
И началась для него новая жизнь, которая оказалась очень непростой. Лишившись постоянного и довольно приличного генеральского заработка, по совету Оскара Фельцмана Экимян с небольшой бригадой артистов, а то и вовсе один, начинает ездить с гастролями по стране, выступая в небольших ДК и клубах.
Алексей Экимян знакомится и работает с такими замечательными поэтами, как Р. Гамзатов, Р. Рождественский, М. Танич, В. Харитонов и др.
Алексей Экимян и Роберт Рождественский в процессе работы над песней "Не надо печалиться..."
И в конце 70-х к нему, наконец, приходит заслуженная слава - его песни звучат во всех программах “Песня года” и “Голубой огонек”. В 80-м году выходит, наконец, большой диск "Пожелание" – результат его совместной работы с Вахтангом Кикабидзе. Диск имел огромный успех.
Но насладиться своим успехом в полной мере ему так и не довелось. Напряженный ритм жизни не мог не сказаться на здоровье, уже в 37 лет Алексей Экимян перенес первый инфаркт, а всего их было три. В апреле 1982 года для лечения ему пришлось лечь в госпиталь МВД. Но и там неугомонный больной умудрился устроить концерт. Аплодисменты не смолкали, слушатели просили исполнить песни на бис еще и еще... К великому сожалению, этот его концерт оказался прощальным, спустя сутки Арсена Гургеновича не стало. А ведь через несколько недель ему должно было исполниться всего-то 55 лет.
Маэстро ушел, но остались его душевные песни, которые и по сей день живут в народе, все их знают, любят и поют…
Поклонникам популярной советской музыки будет интересна и история любви маэстро Паулса и его великолепной Ланы. Пример, достойный подражания.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: