Как сложилась жизнь детей и внуков кровавой барыни Салтыковой: Судьба потомков Салтычихи

Имя русской барыни Дарьи Салтыковой известно практически всем, более того, Салтычихами сегодня называют запредельно жестоких женщин. Эта помещица заслужила в русской истории плохую славу садистки, убийцы и маньячки, которая закончила свою жизнь в тюрьме среди самых опасных преступников своего времени. Однако эта страшная женщина в своё время выходила замуж и у неё родились дети. Были ли потомки кровавой барыни такими же как она, какова их судьба?
Как всё начиналось
Того, что Дарья в будущем станет душегубкой, ничего не предвещало. Девочка появилась на свет в богатой, уважаемой дворянской семье. Родители были очень набожными православными и свято чтили все христианские обычаи.
Когда барышне Дарье Николаевне Ивановой исполнилось 19 лет, она была выдана замуж. Мужем будущей кровавой барыни стал лейб-гвардейский ротмистр Глеб Салтыков. Одного за другим Дарья родила супругу двоих сыновей: Фёдора и Николая. Как утверждают историки, пока был жив муж, помещица никаких садистских наклонностей не выказывала. Это началось после его смерти. Возможно, так на неё повлияло несчастье и в её голове что-то щёлкнуло.

Пока был жив муж, Дарья Салтыкова себя так не вела.
Обстоятельства смерти супруга Салтыковой так и остались невыясненными. Согласно историческим данным, он скончался от «горячки», но, что стало её причиной и как всё на самом деле было — так и осталось тайной.
К слову, Дарья, несмотря на то, что родилась в дворянской семье, так и не освоила грамоту. Она даже не умела расписываться. Исследователи говорят, что сначала за неё это делал духовник, а потом подросшие сыновья.

Сыновья Дарьи Салтыковой.
Рождение кровавой барыни
Издеваться над крестьянами Дарья Николаевна начала сразу после смерти мужа. При этом она не стеснялась даже своих маленьких сыновей, старшему из которых ещё не было даже 5 лет.
Свои кровавые преступления Салтычиха творила в течение нескольких лет, в самом центре столицы, совершенно безнаказанно. Когда это наконец заметили и взяли кровавую барыню под арест, её детям было 11 и 10 лет. Получается, в течение почти 6 лет мальчики жили с безумной матерью, наблюдая за тем, как она совершала дичайшие изуверства. Каково было им, когда они смотрели на то, как самый дорогой в их жизни человек творит такое зло?
При этом есть свидетельства современников кровавой барыни, которые говорили, что она часто появлялась в церкви и делала весьма щедрые пожертвования.
Согласно историческим данным, Салтычиха замучила почти сотню человек, некоторых из её жертв так и не нашли. Дело расследовали около 6 лет, было собрано множество доказательств, но сама Салтыкова не признала ни одного вменяемого ей преступления. В окончательном приговоре упоминались 130 погубленных помещицей людей.
Правда, привлекла к себе внимание Дарья Николаевна не тем, что зверски убивала своих крепостных, а тем, что покушалась на жизнь дедушки знаменитого русского поэта, дворянина Николая Тютчева.
Поговаривали, что встретились они с барыней на охоте. Мужчина приглянулся ей и она приказала своим слугам притащить его в свой дом. Принудив его к неприличной связи, Салтычиха удерживала Николая Андреевича в своей усадьбе, как в тюрьме, пока тот не сбежал. Потом обретший свободу беглец задумал жениться на соседке Салтычихи, Пелагее Панютиной.
Дарья пришла от этого в такую ярость, что решила убить обоих. Она задумала взорвать дом беглого любовника. Крепостные, которые должны были исполнить этот кровавый план, отказались в последний момент, не захотели брать на душу такой грех. Конечно же, крестьяне были наказаны самым жестоким образом за своё неповиновение. На этом кровавая барыня не успокоилась и задумала второе покушение. На этот раз Тютчева предупредили об опасности. Николай Андреевич был очень добрым человеком, никто не хотел ему зла. Все эти подробности были потом рассказаны свидетелями-крестьянами на суде.
Что стало с сыновьями кровавой барыни
Фёдор и Николай, после ареста матери, поселились у родственника с отцовской стороны — генерал-губернатора Ярославля Алексея Мельгунова. Там они и жили вплоть до своего совершеннолетия. Мальчики ни в чём не знали недостатка, кроме материнской ласки.
Жена губернатора, Наталья Салтыкова, старалась, чтобы дети ни в чём не нуждались. Они были сыты, одеты, получили образование. В остальном женщину больше заботили светские балы, где она любила блистать.
У сыновей Салтычихи был ещё один опекун — Иван Тютчев. Он был мужем старшей сестры Дарьи Николаевны. Именно он получил право распоряжаться имуществом Салтыковой, пока росли её дети. Он продал печально известное имение кровавой барыни, Троицкое, где она совершала свои преступления.

Каково это, когда родная мать такое чудовище?
После наступления 18-летия, каждый из сыновей Салтыковой вступил в права наследства, которое разделили между братьями поровну. Они стали очень богатыми молодыми людьми, ведь Салтычиха считалась одной из самых богатых помещиц Российской империи. Также юноши сразу получили чины и звания. С детства они были записаны в лейб-гвардейский полк. К моменту наступления своего совершеннолетия они числились уже офицерами высокого ранга.
Фёдора и Николая Салтыковых ждала, казалось, самая блестящая военная карьера. Этому мешало лишь одно маленькое, но весомое обстоятельство: их психика была сломана их безумной матерью, за кровавыми развлечениями которой они были вынуждены наблюдать с самого нежного возраста.
Расправы Салтычихи над крестьянами плотно засели в памяти молодых людей. Конечно, их никто не обвинял ни в чём, ведь они были совсем маленькими, но они не могли этого забыть. Мало того, что им самим их прошлое было в тягость, так и окружающие не особо тепло относились к потомкам кровавой барыни. Их опасались, на них косо смотрели, ведь они, как ни крути, дети серийной маньячки.

Дарья Салтыкова в заключении.
О Фёдоре Салтыкове информации в исторических документах крайне мало. Известно лишь то, что он скончался в 1801 году практически одновременно с его печально известной матерью. К тому времени она сидела в тюрьме уже 30 лет. Наследников Фёдор по себе не оставил. Тяжёлая детская психологическая травма, нанесённая безумной матерью, не дала ему создать семью. Похоронили несчастного и одинокого старшего сына Салтычихи на территории Донского монастыря.
Николай же смог устроить свою жизнь. Он, будучи уже в звании подпоручика, женился на высокородной дворянке из рода Головиных — Анастасии Николаевне. К сожалению, вполне насладиться семейным счастьем Николай не успел — спустя всего 3 года после свадьбы он скончался. На тот момент ему было всего 24 года. Несмотря на то, что брак был столь коротким, супруга успела родить ему двоих детей: дочь Елизавету и сына, которого назвали Фёдором. Мальчик повторил судьбу дяди, в честь которого его назвали и, уйдя из жизни молодым и холостым, потомства по себе не оставил.

Елизавета Салтыкова.
Елизавета Салтыкова же удачно вышла замуж за графа де Раймон-Модена, которому родила четверых детей. Граф был весьма любопытной личностью: после Французской революции, в которой принимал активное участие, он эмигрировал в Россию, воевал против родной страны в рядах освободительной армии. Гавриил Карлович обожал жену и детей. Согласно воспоминаниям всех, кто знал внучку знаменитой Салтычихи и её правнучек, они все были добрейшей души женщинами. Их чистота, доброта и обаяние как будто были призваны искупить то жестокое зло, которое их родственница причинила людям.

Гавриил Карлович граф де Раймон-Моден.
Первая правнучка родилась у Салтычихи, когда та была ещё жива. Судьба уготовила девочке весьма короткую жизнь — она умерла ещё в детстве. Три девочки, которые родились у Елизаветы после неё, прожили долгую и счастливую жизнь. Они оставили после себя весьма многочисленное потомство. Все были уважаемыми людьми. Одной из потомков жестокой маньячки была, например, Александра, которая прославилась тем, что была замужем за последним любовником Екатерины Великой, Николаем Зубовым, а уже внучка этой пары стала женой графа Сергея Толстова, композитора и сына писателя Льва Николаевича.

Александра Зубова.
Ходили слухи, что во время своего заключения Салтычиха крутила роман с охранником. От этой связи родился сын. Только, куда дели этого ребёнка — неизвестно. О нём не сохранилось никаких сведений, никто не знает даже, как его назвали.

Могила Салтычихи.
Дарья Салтыкова осталась в истории «кровавой барыней», прочтите в другой нашей статье об ещё одной жестокой женщине, которую называли «кровавой графиней» и узнайте, какие тайны Елизаветы Батори открывает новый фильм с Леди Гага: невинная жертва или кровавая графиня.


