Решение уйти в монастырь должно быть взвешенным, потому что оно меняет всю жизнь и лишает мирских благ. Человек отдается Богу, дает обет, с которым остается до конца своих дней. Но жизнь непредсказуемая штука, и бывает так, что монах меняет решение и хочет вернуться назад, в прошлую мирскую жизнь. Может ли он выйти из братства и как складывается жизнь за стенами монастыря? Иоанн Златоуст сравнивал такого монаха с дезертиром на поле брани или с неверным женихом, нарушившим обет брака, а поступок приравнивал к прелюбодеянию.
Постриг навсегда
Постриг в монахи. / Фото: flectone.ru
Монастырская жизнь сильно отличается от обычной, но и люди собираются в нем с сильной верой в Бога. Но бывает, что монах решил нарушить обет и пожелал покинуть монастырь. Таким приписывают фактор «выгорания», оправдывая поступок. Под этим может скрываться неверие или маловерие, как говорят старцы и священнослужители. У монаха просто не хватило достаточно сил отдаться Богу, и мирские искушения взяли верх.
Когда только появились монастыри, монахи уходили в обитель на всю жизнь. После пострига и обета они получали другие имена. Для них мирская жизнь уже была закрыта до конца их дней. Даже если кто-то не выдерживал жизни в монастыре и пытался бежать, то такого возвращали назад.
Святые отцы Ефим Сириянин и преподобный Кассиан высказывались по этому поводу категорично: «Отречение не на один день бывает, но простирается даже до смерти». В римских законах было прописано – вернуть такого монаха назад в обитель, а при повторном побеге отдать в солдаты. Но такое решение не понравилось императору Льву Мудрому. Он посчитал, что те, кто себя отдал в ряды божественных прислужников, не могут находиться среди мирского войска. Поэтому монах невзирая на то, что отказался от своих обетов, должен быть возвращен в обитель и находиться там до конца своих дней. Когда присутствует шанс выхода из обета, то это только поощряет мирские соблазны.
Правомерность отречения от обета по мнению канонистов и священников
Монахи несут обет до конца своих дней. / Фото: stranabolgariya.ru
Изменения в церковных правилах появились при Петре I, когда он своими реформами хотел подчинить церковь государству. Тогда-то впервые и появилось правило, что монахи могут покидать монастыри, отказываясь от обета. Но такое обоснование не нашло законных оснований согласно церковным канонам.
Мелетий Апостолопулус писал в своем праве, которое вышло в 1906 году, что русская церковь позволяет оставлять монашеский образ, возвращаться к мирской жизни и даже вступать в брак. Но никто из канонистов России не смог объяснить данное право, которого нет в учениях Восточной Церкви, и на практике не существует.
Выход монаха из обета стал использоваться с 1823 года на законном основании, а позже это право утвердили в Духовной Консистории. В 1917 году из-за революции произошел переворот или, скорее, навязывали его в мышлении людей. Политика по поводу отречение от церкви и религии заставила монахов покидать монастыри. Но в то же время вышел запрет на ущемление их прав в мирской жизни. Они имели право стать полноправными членами общества без ограничений и дискриминации по религиозному признаку.
Патриарх Алексий II. / Фото: fotostrana.ru
Практика оставления монашества существовала уже в ХХ веке, но Патриарх Алексий II не принимал, считая, что ни одно даже самое сложное обстоятельство не является поводом, чтобы отказаться от монашеских обетов. Он считал, что брак нельзя признавать, а если расстрига и хочет жить с кем-то, то только в гражданском, сожительствуя с партнером.
Отказ от обетов считался нарушением клятвы, данной Богу. Человек при постриге вручает себя ему, и это положение остается навсегда. Монах отдает свою девственность, поэтому отречение с последующим браком приравнивалось к прелюбодеянию, и такой монах отлучался от церкви на 14 лет. Иоанн Златоуст называл причину неосуществимости брака – Иисус Христос всегда жив, и только ему решать о прекращении данного обета. По этой причине монаха можно считать мертвым для мирской жизни.
Как монахи становились расстригами
Монаху проводят ритуал расстрижения, чтобы избавить от обязанностей. / Фото: zelengarden.ru
Монах, покусившийся снова на мирские блага, не может по своей воле покинуть обитель. Изъявляя свое желание, ему придется еще многое пройти и доказать, что он тверд в своем решении. То же самое делают и духовные наставники. С монахом ведут беседы, чтобы найти причины слабости духа и убедить остаться в монастыре, не нарушая данного обета. Если на протяжении 6 месяцев не получается вернуть его на путь истинный, то приступают к обряду расстрижения.
Перед монахом зачитывается текст указа о лишении духовного сана, а потом присутствующие восклицают «Анаксиос!», что означает «недостоин». Под эти слова с монаха снимаются облачения и сжигаются вместе с другими церковными вещами, которые отслужили свой срок. Из волос и бороды состригали клок волос, лишали того имени, которое давалось при постриге, выдавалась обычная одежда, и человека жезлом выгоняли из храма. Таким образом отступник лишался всего, что он получал при постриге, поэтому обратный обряд и назывался «расстрижением». Своеобразный ритуал существует до сих пор, только без срезания волос.
С чем сталкивался бывший монах в обычной жизни: запреты и ограничения
В Средневековье расстрига был ограничен в правах. / Фото: rtek24.ru
Монах, вернувшись к мирской жизни, должен был снова влиться в общество, найти работу. В Российской империи к таким относились предвзято, поэтому рассчитывать на прежнюю жизнь им не приходилось. Они становились в какой-то степени изгоями – от церкви их отлучили, а общество не принимало.
Местная церковь по своему усмотрению могла придумать наказание, забрав у расстрига право появляться в церкви какое-то время. Он не мог причащаться, а если имел высокий чин и вел проповеди, то лишался и этой возможности. Но и в общественной жизни не все так было просто. Бывших монахов на протяжении 10 лет не брали на государственную службу, а в армию они могли поступить только как рядовые солдаты.
После выхода из монастыря расстриги должны были держаться удаленно от обители 7 лет. Расстриги должны были покинуть губернию, в которой находилась обитель, и 7 лет к ней не приближаться, к тому же въезд в столицу был запрещен. Монахи, которые отказывались от обета ради того, чтобы вступить в брак, на самом деле получали другое. После лишения сана они не могли этого сделать, потому что не допускались до церковных таинств, а значит и венчания. У них уже был данный обет перед Богом, и это сохранялось на всю жизнь. Расстрига мог состоять только в гражданском браке. В реальности уже более 80 лет Русская церковь разрешает браки бывшим монахам, хотя так и нет разумного обоснования этому действию.
Отношение к отказывающимся от обетов монахам несколько стало мягче со стороны их братии. Поступок так и остался не приемлем, но нет категорического осуждения, и допускается мысль, что у человека был веский повод. Честнее, когда монах сознается в своей слабости, чем тайная женитьба, а потом по факту уход из монастыря. В этом ответственность монаха, который должен понимать, что монашеский обет давал не церкви, а Богу, и перед ним нужно отвечать. Но выбор всегда остается за человеком, и, вероятно, осознав ошибку, он захочет вернуться назад в монастырь. Сможет ли он это сделать по прошествии времени?
Как расстриги возвращаются в монастыри
Возвращение расстриги в монастырь положительно принимается священнослужителями. / Фото: triptonkosti.ru
Постриг в монахи и даваемый обет остается с человеком на всю жизнь, невзирая на то, что прошел обряд расстрижения. Монашеский чин невозможно отнять или изменить, поэтому расстрига может снова вернуться в монахи, искупив свою вину верным служением. В старинные времена также были случаи, когда монахи покидали свои обители в большом количестве. И хоть церковь не одобряла такое действие, все же считала, что ничто не может лишить человека чина монаха, который однажды принял постриг.
Для монаха, пожелавшего вернуться в обитель, одного раскаяния было мало, он должен осознавать, что жизнь в монастыре будет несколько иной. Вернувшийся уже не может занимать сан, который был до расстрижения, и будет служить простым иноком вместе с братией. Расстрига должен пройти испытание временем, чтобы доказать окружающим и себе в первую очередь, что готов нести божественное служение. Только после этого ему возвращалось церковное имя и монашеская одежда.
Актриса Екатерина Васильева стала инокиней. / Фото: тила Нилову tverigrad.ru
В жизни может случиться всякое, когда в один момент человек хочет посвятить себя Богу, уходит в монастырь, а потом неведомые причины зовут в мирскую жизнь. Но путь к Богу уже начат, и человек возвращается на эту стезю. Так, видимо, произошло с актрисой, снявшейся во многих фильмах – Екатериной Васильевой. В молодости она 3 года прожила в монастыре, потом ушла, и все же поняла, что должна больше находиться в храме. В этом ей помогает сын – Дмитрий Рощин, протоиерей и настоятель храма.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: