Кантонисты. Художник Владислав Цап.
Стремление евреев сохранять в диаспоре свои обычаи и, главное, свою веру не раз на протяжении истории приводило к драматичным последствиям. Российская империя в этом смысле не была исключением. Попытки принудительной ассимиляции оборачивались страданиями и загубленными судьбами, но иногда приносили неожиданные плоды.
Кантонисты: от Александра I до Александра II
Слово «кантонисты» появилось в русском языке в начале XIX века. Так в правление Александра I стали называть солдатских сыновей, обучавшихся в школах при гарнизонах. Впоследствии в кантонисты начали определять сирот, детей староверов, цыган и репрессированных участников польских восстаний. Выпускники кантонистских школ подлежали обязательной службе в армии.Трубач и кантонист лейб-гвардии Конного полка
Поначалу обучение носило общеобразовательный характер, хотя наставники долгими часами муштровали будущих солдат. Но в 1824 году дело передали в руки графа Аракчеева, который ввел преподавание военных дисциплин и специализацию кантонистских школ. Отныне в них готовили артиллеристов, топографов, инженеров, медиков.
К середине 1850-х в империи существовало 52 подобных заведения. Институт кантонистов был отменен Александром II в 1856 году. На базе кантонистских школ возникли военные училища.
Указ Николая I о воинской повинности для евреев. Малолетние рекруты
В 1827 году указом от 26 августа император Николай I обязал евреев служить в армии. Это объяснялось соображениями справедливости: «…чтобы рекрутская повинность к облегчению наших верноподданных уравнена была для всех состояний».Однако на деле о равенстве не шло и речи. Если квота для христианского населения составляла семь мужчин с тысячи через год, то для еврейских общин — десять человек с тысячи ежегодно. Позднее, во время Крымской войны (1853–1856), рекрутский набор проводился дважды в год и достигал тридцати человек на тысячу.
«Евреи в России». Первая половина XIX века. Рисунок современника
Евреи подлежали рекрутчине с двенадцати лет, хотя 25-летний срок службы начинал отсчитываться только по достижении ими восемнадцатилетия. Мальчиков направляли в батальоны кантонистов. Оттуда одни попадали в школы, другие отдавались «для прокормления» зажиточным крестьянам.
Рекрутчина породила позорные явления внутри самих еврейских общин. У большинства детей не было документов, поэтому нередко в кантонисты отдавали семи-восьмилетних — сирот, сыновей вдов, бедняков и «смутьянов», чем-то не угодным старшинам. Появился новый промысел — «хаперс», «ловчики», «хапуны», которые похищали детей для сдачи в рекруты.
Чтобы уберечь детей, семьи, имевшие такую возможность, бежали в губернии, свободные от рекрутской повинности, — например, на бывшие территории Польши или в Бессарабию. Случалось, что матери собственноручно отрубали детям пальцы или еще как-либо калечили их, делая непригодными для царской службы.
Крещение кантонистов
Николаевским указом для евреев-рекрутов отдельно оговаривалась свобода вероисповедания. Но офицеров и унтер-офицеров, опекавших и учивших детей, всеми мерами, в том числе и материально, поощряли к обращению подопечных в православие.Сразу же по прибытии в школу у еврейских малолетних рекрутов, которых специально отправляли в места, как можно более отдаленные от родного дома, отбирали молитвенники. Им запрещалось вести переписку и разговаривать на идиш.
Преимущества христианства мальчикам объясняли, запарывая розгами до полусмерти, мучая голодом и жаждой, выставляя раздетыми на мороз. Устоять в таких условиях у детей, силой вырванных из семьи, практически не было шансов.
Евреи в Российской империи
После перехода в православие жизнь кантонистов становилась несколько легче. В будущем они могли дослужиться до офицеров, поскольку до 1910-х годов выкресты в русской армии почти не ограничивались в правах. Уже в зрелом возрасте, выйдя в отставку, некоторые из них возвращались к иудаизму. Но закон запрещал это, и тайные «отступники» преследовались в уголовном порядке.
Известен всего один случай, когда кантонист, отказавшийся креститься, впоследствии, уже на исходе службы, получил звание капитана. Этого офицера-иудея звали Герцель Цам.
Предание о кантонистах-самоубийцах
Согласно народному преданию, появившемуся в 1840-е годы, в Волге, близ Казани, одновременно утопились несколько сотен еврейских мальчиков. Их привели на берег реки для массового крещения. При этом, помимо военного начальства и священников, присутствовали местные высокопоставленные чиновники и лично самодержец Николай II.По команде императора мальчики прыгнули в воду. Не вынырнул ни один: маленькие кантонисты заранее договорились покончить с собой, чтобы избежать обращения в христианство. В иудаизме самоубийство ради сохранения веры считается не грехом, а мученическим подвигом.
Примерно так выглядела военная форма, которую носили кантонисты
Точно известно лишь то, что в этом месте, где действительно проводились массовые крещения, приняли подобную смерть два кантониста. Позднее их гибель описал в своей балладе немецкий поэт Людвиг Виль.
Трудно представить себе, что сотням детей и подростков разом хватило решимости и выдержки для такого мучительного способа самоубийства. Красивое и страшное предание не слишком правдоподобно, зато ясно показывает отношение российских евреев к насильственной ассимиляции.
Бывшие кантонисты на военной службе
Выпускники кантонистских школ, евреи по национальности, участвовали во многих кампаниях русской армии, и их храбрость отмечали даже те современники, которых трудно заподозрить в филосемитских настроениях.Присяга солдат-евреев
В 1836 году было издано распоряжение, позволявшее награждать солдат-евреев Георгиевским крестом за боевые заслуги.
На территории Морского завода в Севастополе можно увидеть памятник 500 евреям, павшим при обороне города во время Крымской войны.
В Балканской кампании Русско-турецкой войны 1877–1878 годов солдаты-евреи помогали освобождать славян от османского ига. Особенную отвагу проявили бойцы 16-й и 30-й пехотных боевых дивизий. В двух этих подразделениях служило много евреев, родившихся в Минской и Могилевской дивизиях.
Генерал-лейтенант В. А. Гейман
Погибшего на этой же войне в чине генерал-лейтенанта В. А. Геймана, сына кантониста, генерал-фельдмаршал Воронцов более чем двадцатью годами раньше назвал «храбрейшим из офицеров Кавказской армии».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мой прадед Айзик Руманов был кантонистом. Он родился где-то под Минском в 1840г. и 14-летним подростком участвовал в обороне Севастополя, а затем служил там же еще 25 лет. Крещён не был, по окончании службы за заслуги получил разрешение на проживание в Севастополе (евреям нельзя было там жить), женился на еврейке из Симферополя , там же, в Севастополе, родились мои дед и отец, там же прадед прожил до конца жизни.
В ознаменование 50-летия Русско-Турецкой войны моему прадеду была пожалована пенсия от царского правительства. Сохранилось фото, на котором он снят вместе с несколькими ещё живыми к 1904 году стариками - участниками той войны.