Почему не появилась на похоронах мужа, но до конца своих дней не сняла по нему траур вдова президента Линкольна

Тот апрельский день 1865 года начался для первой леди сравнительно неплохо. У нее было прекрасное настроение и все основания полагать, что ее жизнь налаживается. Война подходила к концу, ее муж только что вступил во второй президентский срок, и Мэри Тодд Линкольн, отвечающая за социальную поддержку всей политической деятельности мужа и создание благоприятной атмосферы для его работы, верила, что если она смогла справиться с этой непростой задачей в то время, когда страна разрывалась на части, то теперь она сможет сделать гораздо больше.
Кем была супруга президента Линкольна

Авраам Линкольн и Мэри
Она родилась в конце 1818 года в Лексингтоне штата Кентукки, в многодетной и обеспеченной семье банкира. Ее мать была домохозяйкой, происходившей из высшего общества Юга. Мэри была четвертым ребенком из семи детей в семье. Когда ей было шесть лет, ее мать умерла при родах, и отец женился во второй раз. Впоследствии у Мэри появилось еще девять сводных братьев и сестер.
Мэри жила в достатке и получила хорошее образование. Она училась в элитной школе для девочек, где изучала иностранные языки, музыку, танцы, а также этикет для леди из высшего общества. К моменту окончания школы у нее была блестящая репутация умной и эрудированной молодой женщины с аналитическим складом ума.
Осенью 1839 года Мэри переехала в Спрингфилд, штат Иллинойс, к своей старшей сестре Элизабет, которая была замужем за сыном бывшего губернатора Иллинойса. В доме сестры она познакомилась с молодыми людьми из высших политических кругов, в том числе и с начинающим юристом Авраамом Линкольном, за которого вскоре вышла замуж.
Свадьба состоялась в ноябре 1842 года, а год спустя Мэри родила первого сына Роберта Тодда, названного так в честь ее отца. В течение следующего десятилетия в их семье родилось еще трое сыновей: Эдвард, Уильям и Томас. Эдвард умер от туберкулеза в возрасте четырех лет, что стало первой из многих трагедий, которые Мэри пережила во взрослой жизни. В 1862 году Мэри потеряла еще одного сына, 11-летнего Уильяма, который умер от брюшного тифа. Смерти детей повергли ее в депрессию, с которой она боролась до конца своей жизни.
Мэри управляла семейными делами, пока ее супруг продолжал строить успешную юридическую карьеру. Она поддерживала его кампанию, когда Авраам баллотировался в Сенат Иллинойса против Стивена А. Дугласа в 1858 году, несмотря на то, что его взгляды на рабство вызывали напряжение у ее братьев и сестер, которые были из семьи рабовладельцев. Когда Авраам был избран президентом в 1860 году, она неизменно его поддерживала, веря в его миссию и даже порвала отношения с членами своей семьи, среди которых было несколько братьев, вступивших в армию Конфедерации.

Семья Линкольн
Переехав в Белый дом, Мэри приняла на себя роль Первой леди Соединенных Штатов, отвечавшей за социальную поддержку всей политической работы мужа. Она была единственной Первой леди, которой приходилось справляться с этой сложной задачей, пока шла Гражданская война. Многие политики критиковали ее усилия, обвиняли ее в симпатии к южанам и расточительности. Мэри происходила из богатой семьи, она не привыкла экономить на вещах и, по мнению некоторых, слишком много тратила на наряды и обустройство дома, при этом даже Авраам приходил в негодование, когда ее расходы превышали бюджет.
День 14 апреля 1865 года, который навсегда изменил жизнь Мэри

Авраам и Мэри Линкольн
В тот день Страстной Пятницы Авраам Линкольн проснулся рано утром, позавтракал с женой и сыновьями, отправился на встречу с членами своего кабинета министров, а после обеда приступил к выполнению повседневных обязанностей президента. Перед этим он поручил своему помощнику отправить в театр Форда сообщение о том, что сегодня вечером они вместе с супругой посетят спектакль «Наш американский кузен» с мисс Лорой Кин в главной роли.
Прошло всего пять дней с тех пор, как генерал Конфедерации Роберт Э. Ли капитулировал после сражения при Аппоматтоксе, и в Вашингтоне царило ликующее настроение. Президент также был воодушевлен и рассчитывал удачно провести сегодняшний вечер.
В то же самое утро в отеле «Националь» проснулся известный театральный актер Джон Уилкс Бут, он тоже позавтракал и направился в театр Форда. Там он случайно услышал новость о том, что на вечернем спектакле в театре будет присутствовать президент. Бут был не только хорошо знаком с планировкой театра, но и знал все сцены пьесы, ее продолжительность и количество актеров, которые в тот или иной момент будут находиться на сцене. Он понял, что это идеальное время и место для осуществления плана убийства президента, и остаток дня провел в обсуждениях деталей с другими заговорщиками.
Новость о том, что Линкольн будет в театре в тот вечер, быстро разлетелась по городу, и многие люди захотели присутствовать на спектакле. Среди них были помощник хирурга армии США Чарльз А. Лил, а также другой хирург Чарльз Сабин Тафт, который тоже решил провести вечер в театре и нашел место в оркестре, откуда ему было хорошо видно президента.
К тому времени, как президент Линкольн и первая леди Мэри Линкольн прибыли в театр Форда вместе со своими гостями, майором Генри Ридом Рэтбоуном и его невестой мисс Кларой Харрис, спектакль уже начался. Когда Линкольн вошел в ложу, зрители встали, представление остановилось, и оркестр заиграл «Hail to the Chief». Поблагодарив за теплый прием, Линкольн сел на свое место, и спектакль продолжился.
Ближе к окончанию спектакля Бут вошел в театр и поднялся по лестнице в ложу президента. Охранник, стоявший у двери, отсутствовал, и Буту не составило труда проникнуть внутрь. Он тщательно выбрал этот момент во второй сцене третьего акта пьесы, зная, что он вызовет много смеха в зале и заглушит выстрел. Как только актер на сцене произнес свою реплику, Бут шагнул вперед, поднял пистолет и в упор выстрелил президенту в затылок. Но несмотря на то что смех в зале заглушил выстрел, зрители сразу поняли, что президент пострадал.
Услышав выстрел, майор Рэтбоун тут же повернулся к Буту и попытался задержать его, но тот выхватил нож и полоснул Рэтбоуна по руке, нанеся ему серьезную, глубокую рану от плеча до кисти, а потом с ножом в руках выскочил на сцену и выбежал из театра через заднюю дверь. Ошеломленная публика сразу же узнала его. Обезумевшая Мэри держала президента в кресле, не давая ему упасть, а истекавший кровью майор Рэтбоун начал убирать препятствие, которое Бут поставил перед дверью, чтобы заблокировать вход в ложу. Первым врачом, который добрался до президента, был помощник военного хирурга Чарльз А. Лил. Мэри с надеждой смотрела на него и шептала: «О, доктор, сделайте все возможное. Пожалуйста, сделайте все возможное».
Президент был в коме, его дыхание было прерывистым. Уложив его на пол и осмотрев рану, Лил обнаружил, что пуля прошла через левое ухо и застряла за правым глазом, повредив мозг. Он сказал: «Его рана смертельна; он не сможет поправиться». Несколько других врачей пришли в ложу, и осмотрев президента, согласились с Чарльзом А Лилом. Но Мэри продолжала рыдать и просить о помощи. Было решено перенести Линкольна из театра в ближайший дом, поскольку, по мнению врачей, он не сможет перенести поездку в Белый дом.

После выстрела в президента
Группа мужчин, осторожно подняв Линкольна, спустили его по лестнице, вынесли из театра и разместили в находящемся через дорогу пансионате. Возле него постоянно находились врачи, прибыл личный врач президента доктор Роберт Кинг Стоун, главный хирург Джозеф К. Барнс и известный доктор Чарльз Генри Крейн. Состояние Линкольна продолжало ухудшаться, все знали, что при таком ранении ничего невозможно сделать, и только Мэри продолжала надеяться и истерически требовать от окружающих каких-то действий. Разъяренный военный министр Эдвин Стэнтон отогнал ее от постели президента и вышвырнул из комнаты. Это было мрачное предвосхищение того, что ждало первую леди после смерти Линкольна.
Мэри Тодд Линкольн заперлась в Белом доме на несколько недель и отказалась кого-либо принимать

Мэри Линкольн
Мэри никогда больше не видела своего мужа. Прожив с ним 23 года и став свидетельницей его жестокого убийства, она даже не смогла провести рядом с ним последние минуты его жизни. Пока он был жив, она в одиночестве бродила по пустым коридорам пансионата и молилась, но когда стало известно, что Линкольн испустил последний вздох, Мэри отправилась в Белый дом, на несколько недель заперлась в своей спальне и отказалась присутствовать на похоронах Линкольна.
Ее реакция на смерть мужа стала первым предвестником беды, хотя с ней никто даже не посоветовался о месте его захоронения, а новый президент Эндрю Джонсон не навестил ее и даже не прислал соболезнования после убийства Линкольна. Это привело Мэри в ярость, поэтому она не спешила с переездом из Белого дома и даже намекнула, что Джонсон сговорился с Уилксом Бутом убить ее мужа.
После смерти супруга психическое здоровье Мэри пошатнулось, и ей пришлось в одиночестве бороться за свою жизнь. Сегодня ее состояние рассматриваюткак возможное биполярное расстройство, спровоцированное смертями детей и убийством мужа, произошедшим на ее глазах, а в то время это воспринималось как «неподобающее поведение», за которое она подвергалась осуждению, насмешкам и травле.
Мэри Тодд Линкольн всегда было трудно соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к женщинам ее эпохи. От женщин, даже от жен знаменитостей, ожидалось, что они будут сосредоточены на доме, семье и детях, а не искать публичности. Кроме того, общественные обычаи предписывали женщинам высшего общества сдерживать свои эмоции на публике. Но Мэри, потерявшая в детстве двух сыновей и, вероятно страдавшая биполярным расстройством, не сдерживала своего горя. Вскоре после смерти Линкольна поползли слухи о сценах, которые она устраивала в Белом доме, пугая окружающих своим выражением страдания. В вышедшей позднее книге воспоминаний служанки и портнихи Белого дома Элизабет Хоббс Кекли рассказывала о «стенаниях разбитого сердца и нечеловеческих криках» осиротевшей вдовы.
Мэри покинула Белый дом через пять недель после смерти Авраама Линкольна и оставшиеся 17 лет своей жизни провела в черных одеждах

Мэри Линкольн
Тем временем период траура первой леди в доме, который ей больше не принадлежал, растянулся на несколько недель, причем она всем говорила, что ей некуда идти. Это было не совсем так, поскольку она оставалась законной владелицей старого дома семьи в Спрингфилде, но она отказалась рассматривать возможность переезда в тот дом, где ее будут мучить воспоминания о покойном муже.
Через пять недель после смерти супруга она все-таки покинула Белый дом и, облачившись в черные одежды, вместе с сыновьями, портнихой и двумя охранниками села в поезд, чтобы совершить 54-часовое путешествие в Чикаго, где решила остановиться в гостинице. Мэри надеялась, что новое место, где она никогда не бывала с Авраамом, каким-то образом облегчит ее боль.
Конгресс не выделил ей много денег, она получала лишь остаток годовой зарплаты Линкольна, поэтому вынуждена была жить в режиме строгой экономии. Но ее расходы все равно не покрывали доходы, отчаявшись, Мэри вынуждена была переехать в более дешевый отель, и начала ходатайствовать перед Конгрессом о назначении пенсии вдовы. Но ей было отказано, поскольку еще при жизни Линкольна она пользовалась репутацией транжиры.
Мэри, которая так и не сняла траур по мужу в последующие 17 лет своей жизни, решила продать свои роскошные платья, поскольку их все равно некуда было надевать. Вместе со своей портнихой и набитыми одеждой чемоданами она отправилась в Нью-Йорк, чтобы под вымышленными именами продать наряды. Но по клейму на чемоданах ее личность вскоре была установлена, и когда эта новость попала в газеты, Мэри стала объектом насмешек. Нападки прессы на нее стали еще более жестокими, чем во время ее пребывания в Белом доме. И хотя позднее ей все же была назначена персональная пенсия, Мэри до конца своих дней страдала от финансовых проблем.

Последняя фотография Мэри. Через месяц ее не станет
В 1875 году ее психическое здоровье ухудшилось, и сын Роберт определил ее в психиатрическую клинику, но Мэри сбежала оттуда сначала в Европу, где прожила шесть лет, а затем вернулась к своей сестре в Спрингфилд, где прошла ее юность, и где она познакомилась с Линкольном. Через год после возвращения в возрасте 63 лет она умерла от инсульта, так и не сняв траур по мужу.
Из-за чего популярный актер решил застрелить любимого президента американцев Авраама Линкольна, читайте в другой нашей статье.


