Анималистика по праву считается одним из самых сложных жанров искусства. Ведь чтобы стать хорошим художником-анималистом, нужно и посвятить время вопросам чисто научным, развивать наблюдательность, овладеть живописными техниками и даже изобретать собственные. Но не так-то просто, лишь передавая в точности повадки и внешний вид животного, привлечь внимание зрителя – нужно уделить внимание и композиции, и сюжету… Но все же художники разных стран и разных эпох смело берутся за этот опасный жанр – и создают настоящие шедевры!
Евгений Иванович Чарушин - всеми любимый советский анималист
Иллюстрации Евгения Чарушина.
Всем нам с детства знакомы – и всеми нами, без сомнения, любимы! – иллюстрации уроженца Вятки Евгения Чарушина. Его отец был выдающимся архитектором, а сын продолжил творческую династию и тоже нашел себя в книжной иллюстрации. Оба они иллюстрировали рассказы известных писателей о природе, адресованные детям, в первую очередь – Пришвина и Бианки. Евгений Чарушин сам писал небольшие рассказы, до войны создал около двух десятков книг как писатель и иллюстратор – «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран» и другие. Его сын, Никита Чарушин, был прообразом главного героя многих рассказов.
Иллюстрации Евгения Чарушина.
На выбор Чарушиным жанра анималистики сильно повлияла его мать, увлекавшаяся садоводством, и вообще детство, проведенное буквально на лоне природы. Согласно биографии, в шесть лет он решил целый день питаться тем, что едят птицы, а в одиннадцать вместе с коровами переплыл реку Вятку – в общем, проявлял к миру животных и птиц особый интерес с раннего возраста, и с детских лет же обожал рисовать. Кроме того, он был с юности дружен с художником Юрием Васнецовым, в чьем творчестве особенно ярко звучат образы животных, хоть и интерпретированные в духе лубочного искусства, а карьеру иллюстратора начинал в легендарном «Детгизе». С Бианки путешествовал по Алтаю. Характерная особенность стиля Евгения Чарушина (во многом унаследованная и Никитой Чарушиным) – это сочетание графического лаконизма, передачи образа животного буквально парой мазков, и обилия мастерски выполненных, убедительных, совершенно живых текстур.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какую «антисоветскую» тайну хранил всю жизнь любимый иллюстратор-сказочник СССР: Юрий Васнецов.
Открытки Алексея Исакова
Открытка Алексея Исакова.
Открытки Алексея Исакова.
Еще один советский анималист, правда, иллюстратор открыток, тоже в каком-то смысле пошел по стопам отца – ученого-орнитолога. Исаков окончил биофак, что подарило ему широчайший спектр знаний об анатомии и повадках животных. Он работал в технике лессировочной акварели, используя тончайшие кисти из соболиного волоса – именно поэтому его работы выглядят почти как фотографии. Перышко к перышку, шерсть, которую хочется погладить, иней, от вида которого сразу чувствуешь холод, хвоя, которая, кажется, пахнет настоящей хвоей… В девяностые создавал дизайн конвертов и марок для американского общества «Audubon», создавал росписи на фарфоре британской компании «Bradford Exchange».
Скандальная Роза Бонёр
Султан и Розетта.
Овцы в горах.
Роза Бонёр – выдающаяся французская художница второй половины девятнадцатого века. Женщина, которую вполне можно назвать примером для подражания – она писала, что считала нужным, вела жизнь, о которой многие не смели и мечтать, любила, кого хотела, а слава ее гремела по всей Европе. И здесь есть родительское влияние – ее отец был художником, сторонником эмансипации женщин, поддерживал ее, водил в музеи. Бонёр предпочитала крупные форматы, писала табуны лошадей, суровых быков (единственных существ мужского пола, которые ее интересовали, и то – как тема для картины), стада овец. Правда, были у нее и «камерные» работы – портреты домашних любимцев ее богатых заказчиков. Безупречно точная анатомия, потрясающий реализм, эмоциональность работ, мощная, убедительная композиция, драматичные фоны – грозовые облака, густые леса… В картинах Бонёр отражалась та духовная сила, которой она обладала в полной мере. Художница была богата, жила в собственном замке, одевалась в мужскую одежду (это было запрещено, и она регулярно официально «обновляла» разрешение), общалась с богатыми и знаменитыми людьми. Сегодня ее имя в истории мирового искусства звучит нечасто и негромко – однако интерес к творчеству и личности Бонёр возобновляется в связи с ростом числа феминистских исследований в искусствоведении.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем эпатировала публику лучшая художница-анималистка XIX века Роза Бонёр, которой восхищалась королева Великобритании.
Художник-император
Мышь и камень.
Гиббоны играют. Благоприятное начало.
В пятнадцатом веке Китаем правил император Чжу Чжаньцзи. Его правление началось с подавления восстания, организованного его же дядей, а успехи внутренней политики омрачились поражением армии Китая во Вьетнаме. Император правил всего десять лет, но остался в истории не только как неоднозначный правитель неоднозначной эпохи, но и прекрасный художник-анималист. Даже несколько работ, которые дошли до нас, показывают, каким талантом обладал этот человек. «Пара салюки», «Гиббоны играют», «Мышь и камень» и другие его картины написаны водяными красками, легко, непринужденно, с отличным пониманием анатомии, характеров, привычек животных.
Пастельный фотореализм Лесли Харрисон
Работы Лесли Харрисон.
Вероятно, одна из девяти ее кошек.
Лесли Харрисон росла на ферме в Сакраменто. Она обожает лошадей. В детстве ее постоянно вызывали к директору, потому что изучению алгебры и истории девочка предпочитала рисование – конечно же, лошадок. А в четырнадцать лет она пошла работать няней, чтобы… купить собственную лошадь. И купила! После окончания учебы она переехала в Аризону, где начала работать как художница – в технике пастели. Как ни странно, пастель была крайне непопулярна в художественной среде США, и фотореалистичные работы Харрисон стали своего рода рекламой этому материалу. Многие даже считают, что художница изменила представление американцев о возможностях работы пастелью. Сейчас она живет в Калифорнии с супругом (он скульптор) и… девятью кошками – потому что любовь к животным в ней так же сильна, как в детстве.
Бонус: бабушкотики
Бабушкотики.
И их друзья.
И немного современной иллюстрации, призванной дарить радость. Художница из Южной Кореи, работающая под ником itsSelynn, в несколько наивном стиле рисует яркие, добрые картинки, полные… котиков в платочках (именно их называют «бабушкотиками», и не так давно эти милые образы, как принято говорить, «взорвали Интернет»), уютных коротколапых собачек и хомяков в панамах. Ее персонажи резвятся на полянках, строго смотрят на зрителя, играют вместе или размышляют в одиночестве - в общем, живут без забот и хлопот.
И еще одна история о корейской художнице - правда, многовековой давности.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: