Эльза Брендстрем свою жизнь посвятила спасению людей. Ее не остановила даже Гражданская война в России. Женщина пересекала линию фронта между красными и белыми, понимая, что в любой момент с ней могут расправиться. Но чувство долга было сильнее инстинкта самосохранения.
Призвание: спасать людей любой ценой
Пост генерального консула Швеции в Российской империи в конце девятнадцатого столетия занимал Эдвард Брендстрем. Он вместе со своей семьей жил в Санкт-Петербурге, где в 1888 году у него родилась дочь – Эльза. Но вскоре Брендстрема отозвали на родину, предложив занять пост при правительстве Швеции. Семейство покинуло город на Неве.
Как известно, в одну реку дважды войти невозможно, но у Эдварда получилось. Спустя тринадцать лет его жизнь сделала крутой вираж и вновь занесла в Санкт-Петербург. На сей раз он занял пост посла Швеции. Вместе с ним при дворе Николая II обосновалась и его жена. Эльза сразу приехать не смогла, поскольку обучалась в стокгольмском колледже. Но как только она его окончила (это произошло в 1908 году), приехала в город на Неве.
Когда началась Первая Мировая война Эльза оказалась в гуще событий. Женщина стала работать в лазарете, где лечила российских солдат, поскольку являлась сестрой милосердия. Вскоре она получила работу в Шведском Красном Кресте. Теперь в ее обязанности входил уход за раненными немцами и австрийцами. Они были захвачены в плен и таким образом попали на территорию Российской империи.
Эльза Брендстрем./Фото: https://commons.wikimedia.org
По решению правительства России, пленные иностранцы, вне зависимости от состояния их здоровья, массово высылались в Сибирь. Понимая, что там у них практически нет шансов на выживание, Эльза отправилась на восток. Прибыв в один из госпиталей, она ужаснулась от условий, в которых содержались немцы и австрийцы. Отопление практически отсутствовало, как, впрочем, и еда, и медикаменты. Брендстрем все силы бросила на спасение людей. Параллельно она помогала и русским, живущим в близлежащих деревнях: то давала лекарства, то провиант. Она не делила людей на «своих» и «чужих», на «хороших» и плохих». Женщина просто пыталась их спасти от смерти. За это ее и прозвали Сибирским ангелом.
Когда Первая Мировая война для России закончилась, Эльза прибыла в Санкт-Петербург. Над страной уже нависла тень в виде Октябрьской революции. Шведка понимала, что вот-вот начнется кровопролитная Гражданская война, но покидать Россию не захотела. Не изменила она свое решение, когда братоубийственное противостояние красных и белых все-таки началось. В той войне не было каких-либо правил, поэтому никто не мог гарантировать безопасность иностранцев, пусть даже представлявших международное гуманитарное движение.
В 1919 году Эльза отважилась на поездку в Омск. Коллеги всячески ее отговаривали, рассказывая жуткие истории о коварстве и жестокости обеих сторон. Но Брендстрем поехала, ведь у нее было призвание, призвание спасать людей.
Сестра милосердия./Фото: loeildelaphotographie.com/
Сначала женщина добралась до Москвы, а уже оттуда направилась в Омск. Дорога выдалась тяжелой и заняла около шести недель. Народный комиссар Лев Давидович Троцкий выдал делегации сестер милосердия особые мандаты, которые должны были защитить их на территориях, захваченных красными. По факту, эти «бумажки» являлись единственным документом, имевшим хоть какую-то значимость в то время.
Красные командиры с большим недоверием относились к иностранным гостям, но позволяли им перемещаться от города к городу. В конце концов, медсестры добрались до линии фронта. Женщины пересекли ее на санях и вскоре оказались в землях, которые удерживали белые.
Первая встреча с белогвардейцами подарила Эльзе и ее коллегам надежду на удачный исход их миссии. Русские приняли их доброжелательно и помогли разместиться. Но спустя несколько дней шведок встретили чехи. Де-юре они воевали на стороне Александра Васильевича Колчака, де-факто, никому не подчинялись и действовали сугубо в своих интересах. Чешские военные вместе с некоторыми казачьими атаманами устроили в то время в Сибири печально известный «белый террор» и лишние свидетели (тем более шведы) им были не нужны.
Сестра Эльза./Фото: klubhistorieck.wgz.cz/
Сестер милосердия арестовали и обвинили в шпионаже в пользу красных. Лидеры чешских отрядов сообщили, что женщины будут расстреляны по решению полевого суда в течение суток. Но потом что-то произошло. То ли чехи испугались огласки и возможных последствий, то ли вмешались лидеры белого движения, но сестер милосердия внезапно отпустили. Более того, им даже вернули все отобранные при обыске деньги. И, в конце концов, шведки добрались до Омска и взялись за работу.
На самом деле Эльзе и ее спутницам сильно повезло. Чехи и казаки мало с кем церемонились. Например, в Казани казнили врача из Австрии, хотя при нем были все необходимые документы. Несложно догадаться, что его обвинили в шпионаже. А на Урале казаки расправились с датскими миссионерами, посчитав, что те были завербованы красными.
Герои, о которых не помнят
Вплоть до 1920 года Эльза колесила по Сибирским городам и открыла в них миссии Красного Креста. И практически везде ее встречали холодно и всячески пытались испортить жизнь. Не исключением стал и Красноярск. Женщина трудилась в лагере военнопленных, открыла госпиталь, куда отправлялись люди больные тифом. Медикаментов остро не хватало, поэтому многие погибали. Белые, которым принадлежал тогда город, никакой помощи не оказывали. Наоборот, местное правительств делало все, чтобы Эльза поскорее убралась оттуда. И видя, что ничего не помогает, белые приказали ей уйти, угрожая арестом и расстрелом. Но Брендстрем пошла наперекор и осталась. Не покинула она Красноярск и когда его захватили красные.
Эльза - вторая слева. / Фото: varldenshistoria.se
Но в 1920 году сестра милосердия все же покинула Россию. Нет, она это сделала не из-за угроз, а потому что ее отец серьезно заболел и требовал ухода. Вскоре Эльза написала книгу под названием «Среди военнопленных в России и Сибири 1914-1920». В ней она откровенно рассказала о всех тех ужасах, которые ей пришлось пережить. Книга нашла отклик среди читателей, о шведской сестре милосердия узнал весь мир и она стала героем.
К тому времени Брендстрем поселилась в Германии и вырученные за книгу деньги потратила на строительство санаториев и детских домов в Дрездене и Лейпциге. Затем она отправилась в США. За океаном шведка читала лекции и рассказывала о своей трудной работе в Сибири. В общей сложности Эльза побывала в более чем шестидесяти городах и сумела собрать примерно сто тысяч долларов. На эти деньги она основала еще один детский дом в Германии.
Приближались тридцатые года. В Германии становилось не спокойно. Когда к власти пришли нацисты, Эльза оказалась под ударом, поскольку была замужем за немецким евреем Генрихом Улихом. И муж активно высказывал свое недовольство новой властью. В конечном итоге он в знак протеста оставил высокий пост в структуре министерства образования. Гитлер знал, кем является жена Улиха и даже захотел с ней встретиться, но Эльза приглашение проигнорировала.
Конфликт с властью мог привести к печальным последствиям, поэтому Улих и Брендстрем в 1934 году покинули Германию. Они перебрались в США и занялись благотворительностью. Эльза, например, стала помогать беженцам из Германии и Австрии, недовольным политикой Гитлера.
Когда началась Вторая Мировая война, Брендстрем всеми силами помогала немецким детям. А когда Германия была разгромлена, Эльза организовала материальную поддержку людям, оказавшимся без денег и без работы. В 1948 году она хотела совершить поездку по стране, но не успела. В марте Сибирского ангела не стало. Она спасла жизни тысячам людей, но спасти себя ей не удалось, рак костей был сильнее.
Памятник Эльзе в Вене./Фото: wikipedia.org
После смерти Брендстрем начали быстро забывать. Не нашлось такого человека, который смог бы продолжить ее дело. Но память о героической женщине не умерла. Ее имя носят улицы и школы в некоторых немецких и австрийских городах. К тому же, в Германии четвертое марта официально считается Днем памяти великой женщины. А вот в истории России след Эльзы затерялся.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: