Роль в фильме «Белое солнце пустыни» стала визитной карточкой Анатолия Кузнецова. Его герой, товарищ Сухов, полюбился всем, кто хоть раз посмотрел ленту, а заодно принес Кузнецову колоссальный успех. Судьба ему благоволила – блестящая карьера, чудесная жена, которая стала любовью всей жизни актера и множество поклонников. Жизнь Кузнецова была похожа на сказку ровно до тех пора, пока его не настигла болезнь, которая отняла у актера жажду жизни и оптимизм. О важнейших перипетиях судьбы Анатолия Кузнецова читайте в данном материале.
Выбор карьерного пути
Анатолий Кузнецов в детстве и в студенческие годы.
Родители Кузнецова были творческими людьми – отец выступал в Большом театре и пел в джазовой группе, мать тоже имела вокальные способности. Супруги прививали сыну любовь к музыке с самого детства. Маленький Анатолий с удовольствием играл на фортепиано и пел, он также учился в лучшей музыкальной школе страны, по окончании которой поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Одним из важнейших предметов в программе было сценическое мастерство, где у Кузнецова и проявились зачатки актерского таланта. Преподаватели посоветовали Анатолию сменить профессиональное направление, а юноша, чувствуя тягу к актерству, послушал их и поступил в престижный ВУЗ – Школу-студию МХАТ.
Анатолий Кузнецов в фильмах «Дайте жалобную книгу» и «Весна на Одере».
Уже во время учебы Кузнецов стал играть в театральных постановках, а на третьем курсе ему выпал шанс дебютировать в кино – он сыграл ученого Николая Желудева в приключенческом фильме «Опасные тропы». Актерская игра молодого Кузнецова пришлась по душе не только зрителям, но и режиссерам, поэтому, не дожидаясь окончания учебы в МХАТе, Анатолий систематически стал участвовать в различных проектах, среди которых особенно успешными являются «К Черному морю» и «Дайте жалобную книгу». В 60-е годы Кузнецов в основном появлялся в фильмах на военную тематику, таких как «Бабье царство» или «Весна на Одере». Анатолий лаконично вписывался в каждую роль, оставляя место собственной самобытности и ненавязчивой харизме.
Дорогой товарищ Сухов
Товарищ Сухов и актер Георгий Юматов.
В 1969 году на экраны вышел культовый советский боевик «Белое солнце пустыни», который стал для Кузнецова золотым билетом. Анатолий был утвержден на роль солдата красной армии Федора Сухова сразу после проб, потому что его навыки очень впечатлили режиссера. Буквально за пару недель до начала съемок Кузнецов неудачно упал и сломал ногу. Его мучили боли, поэтому даже стоять в кадре он не мог. Было решено, что Сухова вместо него сыграет актер Георгий Юматов, но он, будучи обладателем пылкого характера и любителем выпить, повздорил с кем-то прямо во время съемок и устроил драку, в ходе которой ему разбили лицо. Дабы избежать насилия на съемочной площадке, роль вернули Анатолию Кузнецову, который постепенно восстанавливался после перелома.
Персонаж Анатолия стал звездой и кумиром всего Советского Союза, а сам фильм был в прокате в 80 странах. Товарища Сухова даже назначили талисманом советских космонавтов, которые взяли в привычку смотреть «Белое солнце пустыни» перед полетом в космос. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но за Анатолием Кузнецовым крепко закрепился образ Сухова, актера начали ассоциировать с его персонажем. Такой расклад не сильно удручал актера, ведь настолько сильная всенародная любовь к персонажу означала, что Кузнецов справился с ролью просто блестяще, буквально подарив жизнь вымышленному человеку.
Товарищ Сухов и памятник ему в Самаре.
Уже на закате своей карьеры Кузнецов, сыграв полторы сотни ролей, признался, что считает образ товарища Сухова переоцененным. Актер не скрывал досады за то, что его остальные роли не получили должного внимания, хотя он считал их не менее удачными. В одном из интервью Анатолий приводил в пример других известных актеров, за которыми закрепилась их единственная роль. По мнению Кузнецова, это ужасный феномен в искусстве, ведь таким образом многолетние труды поистине талантливых людей безжалостно обесцениваются, а их достойные работы навсегда остаются в тени.
Любовь длиною в жизнь
Кузнецов и Ляпидевская в молодости.
Решение отказаться от карьеры певца в пользу актерства стала для Кузнецова поворотной и в романтическом плане. Во времена учебы в МХАТе Анатолий познакомился с будущей актрисой театра и кино Галиной Волчек, которая пригласила его на одну из своих вечеринок. Там Кузнецов повстречал любовь всей своей жизни – Александру Ляпидевскую, которая училась на факультете режиссуры. Анатолий сразу же влюбился в девушку, и, как оказалось, чувства были взаимны. Очень скоро пара начала жить вместе, но с браком не торопилась, однако по настоянию родителей влюбленные все же расписались.
Пара в зрелом возрасте.
Вместе с ошеломительным успехом после выхода «Белого солнца пустыни» на Кузнецова свалилось и внимание многочисленных поклонниц, но актеру до них не было дела, потому что его сердце принадлежало одной единственной женщине – его жене. Сама Ляпидевская не раз говорила, что Анатолий оказался верным и надежным мужем, а с неравнодушными к нему женщинами был вежлив, но не более того. Супруги посвящали все свободное время друг другу, поэтому о детях речь долго не заходила, но, когда обоим уже было за 40, в браке родилась дочка Ирина. Влюбленные вместе приобрели недвижимость, а после много путешествовали вместе с подрастающей дочерью. Александра Анатольевна позже вспоминала, что за всю семейную жизнь у них не было ни одной крупной ссоры, а взаимоуважение и нежность никогда не покидали супругов. По словам актера, его личная жизнь, его союз с женой длиной в 60 лет, их искренняя и вечная любовь друг к другу, сделали его по-настоящему счастливым.
Болезнь и закат жизни
Анатолий Кузнецов в последние годы жизни.
В 1995 году Анатолий Кузнецов перенес инфаркт, тогда же ему была сделана операция на сердце, после которой проблемы со здоровьем не беспокоили его некоторое время. В 2012 году после обследования врачи поставили актеру страшный диагноз – онкология. По рекомендациям лучших специалистов, Кузнецов начал проходить терапию облучением, чтобы предотвратить ухудшение ситуации, однако агрессивное лечение сделало только хуже. Многочисленные операции и уничтоженная иммунная система еще сильнее подорвали здоровье знаменитости, превратив его жизнь в сплошные мучения. После терапии актер весил 57 килограмм и не мог нормально есть, его постоянно мучили боли, которые не давали ему заснуть.
Позже супруга Кузнецова делилась с прессой, что их общий знакомый профессор изучил результаты анализов и обследований актера и вынес свой вердикт – онкологии нет. По мнению специалиста, Анатолий Кузнецов страдал от обычного полипа, который можно было удалить достаточно просто, не нанося существенный вред организму. Александра Анатольевна считала, что именно врачебная ошибка погубила ее мужа. Когда самочувствие актера стало совсем плохим, он лег в больницу. Его жена целыми днями сидела возле койки и всячески поддерживала мужа.
Прощание с Анатолием Кузнецовым.
7 марта 2014 года самочувствие Кузнецова немного улучшилось, а возле него неизменно сидела Ляпидевская. Супруги общались по душам, и в ходе разговора Анатолий Борисович поблагодарил жену за все прекрасные моменты, которые они пережили вместе, а после обозначил, что не хочет быть абузой и инвалидом, что он имеет право самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Александра Анатольевна не поняла, что таким образом ее муж прощается, завершает свою жизнь. Он попросил ее срочно оплатить счета за ЖКХ, а Ляпидевская поспешила исполнить просьбу. Когда женщина вернулась в палату, Кузнецов почти ушел, она поцеловала его и простилась.
Ляпидевская на похоронах Кузнецова и их дочь Ирина вместе с отцом.
Официальной причиной смерти 83-летнего актера был назван рак, но поведение и высказывания Анатолия Борисовича в последние мгновения его жизни свидетельствует о том, что это могло быть самоубийство. После ухода Кузнецова Александра Анатольевна пребывала в глубоком трауре и неустанно повторяла, что совсем скоро она встрится с любимым мужем. Женщина находилась наедине со своим горем, потому что дочь Ирина рассорилась с ней из-за наследства и выгнала ее из квартиры. 20 июля 2019 года Ляпидевской не стало.
Она была ярчайшей звездой советского телевидения, тысячи женщин видели в ней своего кумира и пример для подражания. Безупречный стиль, цепляющая внешность, четкая уверенная речь, женственность и шарм – Светлана Моргунова привлекала внимание каждого, кто видел ее на экране или вживую. Сильная личность с несгибаемым характером, мужеством и целеустремленностью жила достойную жизнь, но судьба преподносила ей массу неприятностей. Рассказываем о том, что омрачило последние годы талантливого телевизионного диктора.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: