Эпоха гонения на церковь, когда богоборцы-большевики расстреливали русских священников и верующих, рушили храмы и сжигали иконы, стала страшной вехой в истории страны. В жесткой агрессии по отношению к религии обычно обвиняют прежде всего самого Ленина, однако многие забывают либо не знают об официальном предводителе «воинствующих безбожников» – отце советского атеизма Емельяне Ярославском. Правда, в молодости в большевистских кругах он был известен совсем под другими именем и фамилией…
Семь классов образования
Человека, носившего славянское имя Емельян и не менее «древнерусскую» фамилию Ярославский, на самом деле звали Миней Губельман. Он был сыном Израиля Губельмана – политического ссыльного. Родился Миней в Чите, куда его отец-политзаключенный был отправлен на поселение. Там прошло его детство.Интересно, что человек, который в будущем станет ярым борцом с религией, в детстве учился в церковно-приходской школе. Получив три класса образования, он сдал экстерном программу еще за четыре класса, и на этом его учеба закончилась. Последующие знания, по словам самого Ярославского, он получил, самообразовываясь. То, что революционер окончил только семь классов, не помешало ему потом стать академиком…
В молодости Губельман увлекся идеями социализма и вступил в РСДРП. Он стал активным революционером, за что не раз попадал за решетку. Именно в эти годы Миней взял себе партийную кличку «Емельян» (были еще «Читинец», «Сибиряк», «Социалист» и другие), а затем и фамилию – Ярославский (в честь города, в котором он организовал забастовку рабочих текстильного предприятия).
Ярославский выступает пред народом. /Фото: yarwiki.ru
Вскоре уже никто и не помнил его настоящих имени и фамилии – авторитетный большевик был всем известен именно как Емельян Ярославский.
В 1917 году случилась революция, в первых рядах которой стоял в том числе бывший ученик церковно-приходской школы, а ныне – соратник Ленина. Ярославский был членом Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием и Военно-революционного комитета, он был назначен первым комиссаром Кремля.
Вместе со становлением молодого советского государства в стране началась антирелигиозная кампания. Теперь Ярославский был ярым борцом с церквями и священниками. Он обладал отличными ораторскими способностями, и его выступления против религии, по воспоминаниям современников, были больше похожи на проповеди, а не на лекции. В народе Ярославскго даже прозвали «красный поп».
Ярославский стоял по главе богоборчества. /Фото: rosphoto.com
Лозунгам большевика-богоборца были «Выселим врагов из храмов, а упорных – в лагеря», «Борьба против церкви – борьба за коммунизм», и другие подобные призывы. Из всех религий особенно ненавидел он православие.
Командир воинствующих безбожников
Главный атеист СССР возглавил Союз воинствующих безбожников и, чтобы донести свои идеи до народа, написал книгу «Библия для верующих и неверующих», которая печаталась огромными тиражами и стояла на полке у многих советских граждан. В ней автор разъяснял читателю, что Бога – нет. На страницах своего литературного детища Ярославский высказывался весьма кощунственно: высмеивал матерь Божию, Непорочное зачатие, святых, а также всех верующих христиан. Он утверждал, что все, что описано в Библии, является просто мифами и сказками. По мнению Ярославского, религия противоречит науке и знаниям.В рамках своей антирелигиозной борьбы он выступал против рождественских ёлок, а в начале 1930-х пытался продвинуть идею запрета в СССР и новогодних ёлок, которая, как известно, поддержана не была.
Детская демонстрация против религии. /Фото: smolbattle.ru
Членская книжка Союза воинствующих безбожников.
В большевистской верхушке по-разному относились к Ярославскому, сам же он свой выбор сделал весьма мудро: еще до смерти Ленина «поставил» на Сталина, став его сторонником – сначала не демонстрируя это открыто, а потом – поддерживая его решения в обсуждениях с партийцами. На своих выступлениях воинствующих атеист восхвалял Сталина, отмечая его «зоркость», «дальновидность» и подчеркивал, что вождь ведет страну по «правильному ленинскому пути».
Вместе с этим Ярославский открыто нападал на Троцкого (тот в свою очередь отмечал, что именно в клевете на него Ярославский сделал свою политическую карьеру). Автор «советской Библии» написал книгу о Ленине, в которой изобразил противостояние вождя революции и Льва Троцкого как противника ленинского пути. Троцкий, как известно, попал в опалу и в итоге был убит в Мексике.
Троцкого Ярославский считал врагом. /Фото: 1957anti.ru
Ярославский же стал постоянным членом ЦК, а затем членом Верховного совета СССР. Он был академиком РАН в области истории, работал завкафедрой истории в Высшей партийной школе при ВКП (б).
Сталин его не тронул
Два десятка лет самый известный в СССР атеист отвечал за антирелигиозную агитацию в стране. С его подачи закрывали и сжигали храмы, сажали в тюрьмы и расстреливали священников. А вот написанная им книга про Сталина, которой он хотел снискать еще большую любовь Иосифа Виссарионовича, оказалась не очень удачной: генералиссимус отметил, что в ней есть фактические ошибки.Ярославский и Сталин в молодости.
На фото слева карикатура на Ярославского и Сталина, нарисованная представителем левой оппозиции после XV съезда ВКП (б)
В 1930-х годах, когда агитация в СССР развернулась в сторону исторических корней, Ярославский стал восхвалять русских полководцев и князей, принесших когда-то стране победу в войнах и битвах с иноземцами. Его главной идеей теперь было то, что патриотические традиции героев прошлых лет подхватили вожди революции большевиков.
Удивительно, что Ярославский был одним из тех немногих сторонников вождя, которых не коснулась его подозрительность. Он умудрился оставаться рядом со Сталиным и выжить, репрессии его обошли.
Ярославский в преклонном возрасте. /Фото: selcdn.ru
Когда началась война, риторика Сталина в адрес религии несколько смягчилась. Его верный соратник Ярославский был вынужден тоже поумерить свой антирелигиозный пыл, и даже написать по требованию вождя статью «Почему религиозные люди против Гитлера». В ней уже не было той агрессии в адрес верующих, которой славился главный атеист СССР.
Смятение на смертном одре
В начале 1940-х Ярославский тяжело заболел: диагноз «рак желудка» практически не оставлял шансов на выздоровление. И тут богоборец вспомнил о Боге. Правда, на место Создателя в годы болезни он, по мнению митрополита Антония Сурожского, поставил партию большевиков. Она была его религией и его надеждой.В 1943 году, когда стал приближаться его последний час и у его постели постоянно дежурили медики, Ярославский то и дело вскрикивал в полубреду: «Он уже здесь», «Он ждет меня». Кого имел в виду умирающий большевик – неясно, но некоторые историки считают, что на смертном одре он вспомнил о Всевышнем. В пользу этого говорит и тот факт, что, опять же по свидетельству обслуги и врачей, пред смертью главный богоборец бормотал: «Сожгите все мои книги!».
Неизвестно, пожалел ли он о своем богоборчестве перед смертью, но свои труды требовал сжечь. /Фото: deduhova.ru
После смерти Ярославского его прах с почетом захоронили в Кремлевской стене. Кстати, в том же 1943 году Союз воинствующих безбожников прекратил свое существование. В продолжение темы богоборчества в СССР читайте о том,Как в СССР боролись с религией, и что получилось из противостояния государства и церкви
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: