Свои работы Мария называет чернушками. Хотя, быть может, им лучше подойдет название "психологический натюрморт"?
В кадре - самые простые вещи. Яблоки и груши, кусочек арбуза, заветренный ломтик лимона, полевые цветы, сухие стебельки и пыльная паутина на дачном окне, стеклянные рюмочки, стаканы, бутылочки... В пластине отражателя смутно угадывается иной мир... Простой целлофан то взвихривается световой волной, то заволакивает картину загадочным туманом... И все наполнено таинственным, волшебным, преображающим светом...
Простые, незатейливые композиции притягивают взгляд. Они не выстроены по науке, в них нет пышности и нарочитости - но их хочется разглядывать еще и еще, словно впитывая в себя струящийся из темноты свет. Невольно тянет дотронуться до лепестка ромашки, фонарика физалиса, капельки воды на стекле... погладить выпуклый бок кувшина... вдохнуть аромат ландышей...
Тут всё - настоящее. Всё - живое.
Казалось бы, что может быть проще и обыденней - кусочек окна, коробочка, пузыречки, сухая веточка, мягкий рассеянный свет...
Эта работа - "Семья" - получила 2е место в категории "натюрморты" в конкурсе "Лучший фотограф 2011".
"Она же совсем простенькая, даже неудобно," - говорит Мария, - "совершенно случайный кадр." Как тут не вспомнить Леонардо да Винчи, сказавшего - "Простота - наивысшая изысканность"... А Ньютон добавил - "Природа довольствуется простотой. А природа не дура".
У японцев есть понятие "ваби-саби" - "скромная простота". Ваби - скромность, неяркость, но и внутренняя сила; саби - неподдельность, подлинность, сущностность. И мне кажется, работы Марии хорошо укладываются в эту концепцию. В них нет красивости. В них внутренняя - то есть истинная - красота. Они неуловимо меняют что-то в зрителе - и мы вслед за автором начинаем видеть мир вокруг иным... И этот мир наполнен чудесными - самыми простыми, самыми настоящими - вещами. Чтобы увидеть их, не надо ехать в экзотические страны - достаточно просто оглянуться вокруг себя.
Существует лишь два способа прожить жизнь.
Один — будто чудес не бывает.
Другой — словно чудеса проявляются во всём.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Уважаемая Mrs.Bond, ну нельзя же так!)) Вы все сказали, даже и добавить нечего. Я, пока смотрела, тоже о японцах думала, так и здесь Вы меня опередили, просто безобразие))))) Жалко, что кнопочку "нравится" нельзя 10 раз нажать!
Марина, спасибо большое за внимание и добрые слова!
А хороши "чернушечки"-то, верно? Самым трудным было - выбрать из множества прекрасных работ всего несколько штук...
Да дивные "чернушечки", что тут скажешь! некоторые как вырезаны из фильмов Тарковского ( у меня это высший комплимент, а не обвинение в плагиате)
Для жанра nature morte есть другое название - stilleven, "тихая жизнь", и оно, как мне кажется, больше подходит камерным работам Марии. Все предметы на её фотокартинах одухотворены и при всей своей вещественности воспринимаются как знаки невещественных, духовных ценностей! Эти цветы, плоды, вазы не просто равны сами себе, но и имеют второй, метафизический смысл. Это восхитительно! Мария Сапего вернула жанру натюрморта утраченную в конце XX века иносказательность, её фотоживопись - большое искусство.
Всегда любуюсь Машиными работами. В них есть что-то такое (я бы назвала индивидуальностью), что выделяет стиль фотохудожницы от остальных фотомастеров: простота,"случайность" и нечто еще неуловимое, то,что словами и не скажешь.Чудесно!