Каждый год коллективный «фотоархив», создаваемый человечеством, пополняется почти триллионом цифровых снимков. Ежеминутно их возникает больше, чем за весь ХIХ век. Огромная доля всей этой беспорядочной «фотомассы», непрерывно загружаемой в соцсети и на виртуальные хранилища, принадлежит selfie: в Инстаграм, например, этим тегом отмечено более 300 млн фоток.
1. «Олимпийский стадион»
1-е место в категории «Абстракция», которое занял фотограф-любитель из Германии Ханс Питер Ранк.
2. Береговая линия острова Сэнди-Пойнт
2-е место в номинации «Абстракция», которое было присуждено австралийскому фотографу Михай Флореа.
Для многих людей сотни, а то и тысячи кадров в неделю – неотъемлемая часть не только отпуска, но и повседневной жизни. С помощью фотографий люди пытаются удержать в сознании то или иное событие, поймать впечатление, поделиться с приятелями интересным кадром, видом из окна отеля, собственной квартиры или автомобиля. Поводов для фотосъемки не счесть. И все они, казалось бы, вполне обоснованы.
3. «Космос»
«Космос». Автор фотографии: Александра Верещагина.
Раньше все было по-другому. Пленочные фотоаппараты работали на кассетах с ограниченным количеством кадров, поэтому нужно было как следует подумать, прежде чем сделать заветный щелчок. Затем требовалась непростая процедура проявления пленки, печати фотографий – в домашней лаборатории (что многими воспринималось как настоящее таинство) или фотоателье. И даже в распоряжении счастливых владельцев фотоаппарата Polaroid, которые могли увидеть фото практически сразу, было всего лишь 8 или 10 снимков.
4. Портретная фотография
Фотограф снимает своего сына, который болен аутизмом. Автор фотографии: Кейт Миллер-Уилсон.
На еще более ранних стадиях развития этого искусства все обстояло гораздо сложнее, и фотографии появлялись в семейных альбомах только в связи со знаковыми событиями или важными этапами жизни. Отношение к фотографии было более спокойным и естественным. Оглядываясь на свою жизнь и пролистывая альбомы с фото, люди воскрешали в памяти образы прошлого. Что-то в свете этих воспоминаний выглядело более четко, что-то – словно сквозь дымку, а что-то напрочь стиралось. Образы памяти зачастую «подсвечивались» другими источниками информации – книгами, рассказами родственников и друзей.
5. Победитель конкурса детской чёрно-белой фотографии
Победитель конкурса детской чёрно-белой фотографии B&W Child Photo Competition 2017.
Об одержимости съемкой, свойственной современному человеку, тогда не могло быть и речи. Да, кто-то увлекался фотографией больше, постигая теорию и практику этого искусства, кто-то меньше, отдавая дань фотосъемке только во время отпуска или воскресной прогулки. За каждым снимком, даже не самым удачным, стояло памятное событие. Представления о прошлом складывались в целостный и гармоничный образ, позволяющий человеку чувствовать связь времен.
6. Призер международного конкурса
Портретная фотография. Автор: Роберт Корнелиус.
А вот пристрастие современного человека к постоянной съемке, чрезмерный «фотозуд», заставляющий смотреть на мир словно сквозь окошко объектива, а затем выкладывать все новые и новые снимки в социальные сети, не способно связать воедино прошлое, настоящее и будущее. По мнению специалистов, фотоодержимость может привести как к ухудшению памяти, так и к когнитивным искажениям, которые препятствуют зрелому самоопределению и преодолению кризиса идентичности.
7. Рискованная фотография
Бесстрашная девушка-руфер. Автор фотографии: Анжела Николау.
8. Искажённая реальность
Автор фотографии: Алла Соколова.
Стремление во что бы то ни стало запечатлеть любую ерунду на фотографии может «выдернуть» такого квазирепортера из жизни, перебросив по другую сторону реальности. Избыток фотографий приводит к тому, что настоящая жизнь оказывается погребенной под этим виртуальным ворохом фотоспама. Но современный человек привык воспринимать мир только в том случае, если он преломлен объективом фотокамеры, а после – отредактирован во всевозможных графических редакторах.
9. Отражение
Автор фотографии: Кейт Миллер-Уилсон.
Общеизвестно, что для эффективной работы мозга необходимо регулярно тренировать память. Постоянная фотофиксация происходящих событий приводит к обратному эффекту: человек, разучившийся запоминать, практически полностью поручает эту функцию внешним приспособлениям. Чрезмерно полагаясь на них, мы ставим под вопрос собственную идентичность. По сути, современное человечество смотрится в кривое зеркало.
10. «За панорамой»
Лучшим в категории «Концептуальное фото» признан французский фотограф Мишель Кирх за снимок из серии «Сущность».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: