Ольга Федоровна Ревзина./ Фото: lib.rus.ec
Она любила Родину и детей, писала стихи и сказки. Знала множество иностранных языков, красиво пела и танцевала. Девушка еврейского происхождения с внешностью итальянки, миниатюрная и грациозная. Никто и мысли не допускал, что это хрупкое создание - кадровый офицер, профессиональная разведчица, выстраивающая агентурные сети в Европе и соединенных Штатах...
Первые шаги
Екатеринославль./ Фото: newauction.ru
Ольга Ревзина родилась в Екатеринославле в семье горного мастера. Вместе с братом девочка училась в гимназии, а дома ни в чем не знала отказа. Семейное счастье Ревзиных рухнуло в тот момент, когда мать заболела туберкулезом, и ее отправили на лечение в Швейцарию. В роли помощницы поехала и Ольга. Опытные специалисты не смогли поставить мать на ноги, и в 1909 году она скончалась.
Отец с горя начал пить, сошелся с женщиной, что разделяла его пагубное пристрастие, и дети вынуждены были покинуть дом.Ольге было 14 лет, а брат Володя был на год старше. Они не потерялись в этой жизни, а строили ее с упорством и тяжелым трудом. Девушка подрабатывала портнихой, фотографом, подмастерьем в литейном цехе и на обдирке заготовок для снарядов, а летом - на уборке урожая.
Все свободное время она посвящала учебе и писала замечательные стихи, многие из которых печатали в газетах. Ольга вела активную общественную жизнь - была членом заводского комитета и Индустриального союза России, а осенью 1917 года была избрана секретарем горисполкома Екатеринослава.
Вскоре брат и сестра Ревзины заразились идеями бакунизма и примкнули к анархистам. Девушка вышла замуж за соратника по партизанскому отряду - рабочего Голубева. Некоторое время спустя муж Ольги пропал без вести, а ее и брата арестовали красные. Ревзины не были расстреляны, они стали частью рабоче-крестьянской партией большевиков и пошли воевать за Советы.
Гражданская война
Урицкий Семен Петрович./ Фото: secrethistory.su
Годы Гражданской войны ознаменовались тысячами смертей не только на полях сражений, но и в госпиталях, где не хватало медицинского персонала и лекарств. В стране царил голод, разруха, свирепствовал тиф. В составе Красной Армии Ольга сначала служила санитаркой, тогда их называли "сестрами милосердия". Затем воевала в стрелковом подразделении, а вскоре возглавила это формирование. Умную и интеллигентную девушку с организаторскими способностями заметил комиссар, командир военной разведки Аралов.
Врангель Петр Николаевич./ Фото: blacksea.tv
Ревзина была направлена на курсы разведки ( позже - Академия ГРУ), и уже весной 1921 года получила первое задание в Турции. Примерно в то же время ее брат Владимир, взявший псевдоним "Воля", выполнял задания в тылу войск Врангеля. По данным разведки, Ольга Ревзина принимала активное участие в покушении на главнокомандующего белой армии, яхта которого была пришвартована в Константинополе. Сам Врангель не пострадал по чистой случайности, а казна его армии пошла ко дну.
Поэтесса - резидент
Поэт Владислав Ходасевич./ Фото: ugorizont.ru
В 1922 году резидента Ольгу Ревзину под псевдонимом Елена Феррари, который она теперь будет использовать не только как агентурный, но и литературный, направляют в Германию. Ей, талантливой поэтессе с необыкновенной харизмой, не стоило труда быстро освоиться в кругу писателей и политиков.
Елена завела знакомства с Горьким, Ходасевичем и Шкловским, подружилась с известным художником Пуни, который жил рядом с ней в Берлине. Именно он представил Феррари немецкому богемному обществу. В 1923 году Елена становится почетным членом Берлинского дома искусств, о ней часто пишут в прессе.
Максим Горький и Федор Шаляпин./ Фото: pravda-nn.ru
Благодаря своему уму и обаянию разведчица создала широкие агентурные сети в Германии, которые давали необходимую информацию стране Советов для успешной борьбы с Антантой. Еще в гражданскую войну Феррари получила ранение в палец, который впоследствии был ампутирован.
Эта примета сыграла свою роль несколько лет спустя, - ее биография была раскрыта, и женщине-резиденту пришлось возвращаться на родину. Интересно отметить, что осторожный и предусмотрительный Максим Горький, узнав правду об Ольге-Елене, отказался публиковать ее сказки.
В Италии и Франции
Елена Феррари./ Фото: pravda-nn.ru
Следующим заданием Елены Феррари была вербовка инженеров военных предприятий в Италии. Легенду ей обеспечивала дружба с футуристами. Она продолжала свою литературную деятельность под видом писательницы - имажинистки. В тот период вышел сборник ее стихотворений на итальянском языке. Некоторое время Феррари работала помощником резидента в Париже.
Постоянное нервное напряжение дало свои плоды, - здоровье Елены ухудшилось, и ей пришлось изменить род деятельности. На четыре года Ольга Ревзина становится обычной российской служащей, живет тихо и скромно, иногда печатается и входит в литературное объединение "Центрифуга".
Снова в строю
07. хххх./ Фото: maxima-library.org
Говорят, что бывших разведчиков не бывает. В начале 30-х годов Феррари поручили новые задания в Европе. В этот период она завербовала Рихарда Зорге и Бранко Вукелича. За заслуги перед своей страной, мужество и героизм Елена была награждена орденом Красного Знамени и назначена заместителем начальника западного отделения разведывательного Управления. А в 1935-ом под именем "агент Вера" возглавила резидентуру в США, где завербовала огромное количество влиятельных лиц Америки.
В Советский Союз Ольгу Ревзину отозвали за год до начала сталинских репрессий. После "чистки" разведывательного Управления и ареста Урицкого, который его возглавлял, пострадали почти все его сотрудники. В их числе были советские разведчики Ольга Ревзина и ее брат Владимир Воля, которым предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и шпионаже. Приговор привели в исполнение в июне 1938 года.
20 лет спустя
Памятник сталинским репрессиям в городе Москва./ Фото: ukrainianwall.com
В 1958 году Ольга Федоровна Ревзина была реабилитирована посмертно. Ее доброе имя было восстановлено. В свои последние годы она писала роман, основанный на событиях того времени. Но его очередная строчка оборвалась так же внезапно, как и ее жизнь.
БОНУС
Золото кажется белым
На тёмном загаре рук.
Я не знаю, что с Вами сделаю,
Но сама - наверно, сгорю.
Я уже перепутала мысли
С душным, горячим песком,
От яблок неспелых и кислых
На зубах и словах оскомина.
Беспокойно морское лето.
Я одна. Я сама так хотела.
Обеднелые грустны браслеты
На коричневом золоте тела.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: