«Что-то волшебное и таинственное охватывает сердце, когда входишь во двор этой древней мечети в центре Каира», - так говорят сегодня многие туристы о построенной более 1000 лет назад мечети Аль-Хакима. И мало кто знает, что появлением этой мечети Каир обязан самому странному правителю в истории Египта, который заявил о своей божественности, запретил кресс-салат и молохию, перебил всех собак в Каире… А потом пропал сам.
Историки считают государство Фатимидов «золотым веком» в истории Египта, поскольку именно с этого времени до нас дошло множество артефактов и архитектурных шедевров, свидетельствующих о расцвете различных художественных форм и высоком мастерстве и образованности людей.
Фатимиды вторглись в Египет в 969 году и именно тогда основали новый город к северу от Фустата, который они назвали «Каир» и сделали его своей столицей. А в новой столице построили Мечеть Аль-Азхар предназначенную как для поклонения, так и для обучения, которая к нашему времени превратилась в самый важный центр исламского богословия и обучения в мире.
Та самая легендарная улица Муизз в Каире сегодня.
Аль-Азхар находится в начале легендарной улицы Муизз аль-Дин, а в конце улицы - мечеть Аль-Хакима, названная именем шестого фатимидского халифа, который правил на протяжении 25 лет - с 996 по 1021 год, и в историю вошёл как фигура неоднозначная.
Кто такой халиф Аль-Хаким
Некоторые историки считают Аль-Хакима последним из могущественных халифов Фатимидов. Он родился в Египте в 985 году и принял правление халифатом всего в 11 лет после смерти своего отца Аль-Азиза Биллаха. Мать его была христианкой, но при этом имела большое влияние на мужа-халифа (у которого была второй из трех жен). Именно благодаря ей Аль-Азиз проводил по отношению к христианам весьма лояльную политику и при нем усилилось их влияние в государстве фатимидов. А ещё жена уговорила правителя назначить своих братьев на самые престижные церковные должности – один из них стал в 985 году епископом Иерусалима, а другой – епископом Каира.
Аль-Хаким был единственным сыном халифа, который перед смертью завещал, чтобы до того, как сын вступит в законный возраст правления, ему помогали выдающиеся государственные мужи. Опекунами малолетнего Аль-Хакима главный казначей халифата Бурджуан ас-Сикили и лидер берберов Кутама, главный министром халифата аль-Хасана ибн Аммар.
Как 15-летний подросток устранил конкурентов и стал настоящим халифом
Между опекунами 11-летнего Аль-Хакима разгорелась жестокая конкуренция. Фактически с самого начала управление делами взял в свои руки Ибн Аммар. Он придерживался политики тирании, а все государственные дела решал за закрытыми дверями с самыми высокопоставленными шиитами. Бурджавану это не нравилось, он тоже рвался к власти и довольно быстро собрал соратников из числа солдат и мамлюков, которые восстали против Ибн Аммар. Тот желая сохранить жизнь фактически отдал реальную власть своему сопернику.
Впрочем, Бурджаван в знак благодарности преподнёс Ибн Аммару в подарок обширные земельные владения и получил поддержку марокканцев. Похоже, он начал верить, что настоящий халиф – это он. Он установил политику тирании, накопил огромное богатство и был занят только развлечениями и удовольствиями, а государственные дела тем временем приходили в упадок. Вот только Бурджаван выпустил из вида, что за это время Аль-Хаким повзрослел, начал понимать, что его отодвинули от дел и решил вернуть себе реальную власть.
Многие историки считают Аль-Хакима последним могущественным халифом фатимидов.
Аль-Хаким организовал заговор, чтобы убить Бурджавана, и смог не только это сделать, но и выступить с заявлением, обосновывающим причины его устранения. Впрочем, смерть Бурджавана стала лишь первой в череде кровопролитий. Есть мнение, что всего по приказу Аль-Хакима было убито 18 тыс. человек, и начал он с самых выдающихся людей государства и своих чиновников. Он избавился от всех людей Бурджавана в армии и во дворце. А после этого устранил Ибн Аммара, и других помощников из числа кутамских шейхов. Коптский священник и историк аль-Мукаффа оставил запись, в которой говорится, что Бурджаван называл Аль-Хакима гекконом, когда тот был ребёнком, из-за его скверного характера. «Маленький геккон стал большим драконом, и он зовет тебя», - сказал вчерашний своему опекуну Аль-Хаким, когда решил его обезглавить.
Так Аль-Хаким сумел взять бразды правления халифатом в свои руки. А ведь ему было в то время всего-то 15 лет.
Странности Аль-Хакима: аскетизм, убийства и отношения с иноверцами
«Со времён фараонов не было в Египте более жестокого правителя, чем халиф аль-Хаким» - говорили о нем. Он был воспитан в абсолютной строгости, досконально изучил шиитские науки, философию и астрологию, в которой питал особую страсть. При этом он постоянно шёл на крайности и бесконечно убивал – приближённых, учёных, родственников. Он преследовал христиан, но при этом, как констатируют все историки, никогда не мог обойтись без их присутствия в решении государственных дел.
Золотой динар в государстве Фатимидов эпохи Аль-Хакима би-Амра Аллаха
С начала своего правления Аль-Хаким проявил в отличие от своих опекунов строгость и аскетизм. Он удалили из дворца всех наложниц, а всем рабам дал вольную и наделил имуществом. Он отказался от роскошной позолоченной одежды, которую традиционно носили фатимидские правители в пользу одежды из грубой шерсти. Значительно сократил расходы на различные торжества и развлечения.
Аль-Хаким был весьма озабочен проблемой коррупции. Он садился на своего осла и отправлялся в деревни и на рынки, чтобы послушать, чем недоволен и на что жалуется простой народ. Он снижал налоги для простых граждан, никогда не скупился на милостыню для нуждающихся и никогда не запускал руку в казну.
Аль-Хаким садился на осла и отправлялся в город, чтобы узнать, чем недоволен народ.
Аль-Хакиму приписывают введение странных законов. Якобы он запретил забой коров в любые дни, кроме дней жертвоприношений, ввел запрет и кресс-салат и популярный в Египте ещё со времён фараонов суп молохия, посчитав его афродизиаком для женщин.
Суп молохия и сегодня очень популярен в Египте.
Аль-Хаким открыл в Каире Дом мудрости. Хотя это учреждение имело явно политическую направленность, благодаря тому, что оно получило доступ ко всем ресурсам государства, оно превратилось в крупный научный центр с огромной библиотекой, в которой имелось 1,6 млн книг, многочисленным и высококвалифицированным преподавательским составом, а также бюджетом в 43 млн динаров. Так как Аль-Азхар, открытый примерно на 30 лет раньше, служил и в качестве мечети, он не мог конкурировать с Дар аль-хикмой, которая стала центром высшего образования.
Аль-Хаким открыл в Каире Дом мудрости.
Но звезда этого учебного заведения, быстро загоревшись, так же быстро и погасла. Проблемы начались еще при жизни Аль-Хакима. Свою роль сыграло и то, что халиф убил нескольких богословов прямо во время дебатов, проходивших в его присутствии. Ученые, увидев, как легко они могут расстаться с жизнью, уже не могли вести свои исследования с прежней свободой.
В разные периоды своего правления Аль-Хаким по-разному относился в иноверцам. Известно, что в 1004 году халиф издал указ, запрещавший христианам Крещение и Пасху, а также употреблять вино и другие опьяняющие напитки, не изготовленные из винограда. Это стало проблемой для христиан и евреев, которые использовали вино для проведения религиозных ритуалов. В 1005 году правитель издал указ, обязывающий иноверцев носить цветные пояса, черные тюрбаны на головах и черные шарфы, чтобы отличать их от мусульман. Христиане должны были носить на шее железный крест, а евреи – деревянную подвеску в виде тельца, заменяя её в бане на колокольчик. Женщины иноверцев должны были надевать туфли разного цвета – одну красную и одну черную. И практика эта продержалась до 1014 года.
Все женщины должны были закрывать лица, а христианки носить туфли разного цвета.
Именно в эпоху Аль-Хакима дования коптов в Египте достигли наибольшего масштаба. Были снесены многие церкви Каира и практиковалось насильственное обращение в ислам. А в 1009 году Аль-Хаким обнародовал протокол о сносе храма Гроба Господня в Иерусалиме. По официальной версии халиф был разгневан, что священники «устраивают трюк с нисхождением Священного огня», но историк Вильгельм Тирский утверждал, что Аль-Хаким Би-Амр Аллах разрушил Храм Гроба Господня в 1009 году, в стремлении опровергнуть утверждения о том, что он родился в семье христианки.
Впрочем, в последние годы своего правления Аль-Хаким позволил христианам и евреям, обращенным в ислам, вернуться к своей вере и восстановить разрушенные места поклонения. Христиане широко и торжественно отмечали Крещение, а турки получали от халифа в подарок на Навруз лошадей и оружие. Сам же халиф ушёл в религии друзов - арабскую религиозную секту , представители которой придерживающиеся доктрины ислама, но с эзотерическими учениями.
Куда исчез странный халиф Аль-Хаким
Различные источники дают разные версии подробностей исчезновения правителя. Впрочем, причин для его убийства было более чем достаточно. Известно, что Аль-Хаким пытался фактически изменить систему наследования как основу доктрины исмаилитов-шиитов, по которой имамат должен передаваться от отца к сыну. Он же попытался передать власть своему двоюродному брату и даже издал приказ, чтобы имя того было напечатано на монете рядом с именем халифа. Эта попытка привела лишь к опасному расколу и да, к смерти двоюродного брата.
Последняя ночь халифа прошла на горе Мокаттам.
Более романтичная история исчезновения халифа гласит, что однажды ночью он, как обычно, отправился на своём осле на гору Мокаттам, наблюдать за звездами, и не вернулся. На его поиски были отправлены на утро солдаты, но они нашли лишь окровавленный плащ.
Так или иначе, его убили, по просьбе его старшей сестры Ситт аль-Мульк, которая привела к власти 17-летнего племянника и оставалась при нем регентом вплоть до своей смерти.
И в заключение… Мечеть Аль-Хакима - дошедший до наших дней артефакт фатимидов
Внутренний двор мечети Аль-Хаким в Каире.
Впрочем, есть мнение, что рассказы о странностях Аль-Хакима – это попытки очернить его личность, поскольку ни один из египетских историков (лояльных или критически настроенных), писавших историю Фатимидов, ничего об этом не упоминал. А реальным артефактом, дошедшим до нашего времени со времён могущественного халифа, стала мечеть аль-Хакима, построеная в 1013 году. Расположена она в исламском Каире, на восточной стороне улицы аль-Муизз, недалеко от ворот Баб аль-Футух.
Галереи молитвенного зала мечети Аль-Хакима.
Длина мечети составляет 120,5 метров, а ширина – 113 метров. Вокруг центрального двора располагается четыре молитвенных зала, крупнейший из которых направлен в сторону Мекки. Вход в мечеть имеет уникальное оформление в виде массивного выступающего каменного крыльца. Внутри над входом располагается табличка с именем аль-Хакима. Пол мечети выложен полированным мрамором.
Детали каменного убранства мечети Аль-Хакима.
На концах северного и западного фасадов мечети возвышаются два минарета. Между ними на- вход в мечеть. Минареты мечети считаются самыми старейшими минаретами Египта. Высота северного минарета составляет 33,7 метра, а южного — 24,7 метра.
Северный минарет мечети Аль-Хакима.
Во времена Салах ад-Дина в мечети содержались пленные крестоносцы и располагалась конюшня. В период французской оккупации в мечеть была превращена в склад оружия и припасов. После провозглашения Республики Египет во время правления президента Гамаля Абделя Насера мечеть была переоборудована в школу. В качестве религиозного объекта вновь стала использоваться после реставрации, проведённой в 1980-х годах.
Продолжая тему истории религии, рассказываем, зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: