Почему правнука Александра III и родственника королевы Елизаветы II чуть не похоронили как бродягу, и Как он оказался в трейлере в Австралии

27 сентября 2015 года в австралийском городке Кэтрин, трагически оборвалась жизнь правнука русского императора Александра III. Он закончил свои дни как бродяга, на чужой земле. Усталость взяла свое: он присел отдохнуть у дерева, но внезапно его настигла смерть в виде обширного инфаркта. Долгое время к телу никто не приближался, ведь его охраняла преданная породистая собака внушительных размеров. Кем же был этот человек?
Кто такой Леонид Куликовский

Молодой Леонид Куликовский с княгиней Ольгой Александровной. / www.imageresizer.static9.net.au
Его звали Леонид Гурьевич Куликовский, но австралийцам он был известен как Old Nick, или «Старый Ник». Удивительно, но этот 72-летний мужчина оказался правнуком самого Александра III и состоял в родстве с королевой Елизаветой II и принцем Филиппом.
В течение двух месяцев тело оставалось в морге Кэтрина. Сначала полиция пыталась разыскать родных, но безрезультатно. Позже нашли сестру покойного в Дании, но оформление документов затянулось. Лишь 30 ноября останки предали земле. Гроб при этом был накрыт российским флагом. Специально для того, чтобы отпеть ушедшего, из штата Виктория (Австралия) прибыл священник.
Несмотря на скромный образ жизни «Ника» в караван-парке, на похороны прибыло 45 человек. Среди них были министр культуры Австралии Петер Стайлс и российский дипломат Максим Раку. Потомки императорской семьи не почтили его своим присутствием, даже финансово не поддержали похороны. Погребение на греческом участке местного кладбища стало возможным благодаря помощи состоятельной греческой православной семьи Паспале.
Как жил старый Ник

Великая Княгиня Ольга Александровна со своими сыновьями Гурием (справа) и Тихоном (слева). / www.annapeicheva.ru
«Старый Ник» обитал в скромном трейлере на территории Caravan Park. В 2006 году он появился в Кэтрине, словно призрак. Поставил машину на стоянку и началась его тихая жизнь. Каждое утро он и его верный пес Ракки отправлялись в путь, проходя по семь километров. Вернувшись, он пил чай, и погружался в мир книг. Питер Байерс, владелец парка, вспоминал, что имущества у Ника было немного, но трейлер был заполнен книгами.
Он был человеком приятным в общении, эрудированным, но державшим дистанцию. Однажды, разговорившись с местным жителем, он намекнул на свои русские корни и на то, что является потомком Романовых. Собеседник отнесся к этому с улыбкой, посчитав забавной байкой. Здравко Радич, единственный близкий друг «Ника», описывал его как человека, который предпочитал слушать, а о себе рассказывал крайне мало.
Как правнук императора оказался в Австралии

Великая княжна Мария Федоровна. / www.marieclaire.ru
Писательница Людмила Ларкина заинтересовалась тем, как правнук императора чуть не был похоронен как бездомный. Она посвятила себя исследованию жизни «Старого Ника», создав статью под названием «Загадочный скиталец с имперскими корнями в австралийской глубинке».
Выяснилось, что Куликовский появился на свет в 1943 году в датском Боллерупе. Его отцом был Гурий Куликовский, сын великой княжны Ольги, дочери Александра III, и русского дворянина Николая Куликовского. Оба предка покинули Россию так сложились обстоятельства.
После гибели царя семья Ольги оказалась в Крыму, словно в ловушке. Но в 1920 году им улыбнулась удача — они бежали. Путь лежал через Стамбул, Белград и Вену, в Данию, где их ждала мать Ольги, императрица-вдова Мария Федоровна.
Там полковник Куликовский занялся бизнесом. После кончины Марии Федоровны семья обосновалась в доме под Копенгагеном. Отец «Ника» служил в гвардии. Взял в жены датчанку, и в 1943 году на свет появился Леонид. Помимо него, в семье росли дочь Ксения и сын Александр.Однако после победы Советского Союза началась репатриация. Семье Гурия пришлось срочно покинуть насиженное место и искать убежище в Канаде. Там они начинали всё сначала, работали на ферме, а затем перебрались в Оттаву. Гурий преподавал русский язык военным.
Судьба Леонида

Гурий Николаевич Куликовский с женой Рут и сыном Леней. / www.pinterest.se
После школы Леонид возвратился в Данию, некоторое время работал менеджером по продаже стекла. Возможно, с самого детства он испытывал непонятную ностальгию. Он путешествовал между Канадой и Данией, не задерживаясь надолго нигде. Зная о судьбе своей семьи, он не мог найти покой в благополучной Европе, не прижился и в Канаде. Эти страны казались ему чужими. В 1967 году он ступил на австралийскую землю, начав новую главу своей жизни. Лишь однажды, в 1970-м, его навестила мать, Рут Шварц. И это была их единственная встреча. Тридцать лет он отдал сиднейской фабрике, а потом, купив трейлер, пустился в странствия по бескрайнему континенту. Прервалась навсегда связь с семьей. Дата последнего письма сестре — 1995 год.
Людмила Ларкина установила, что у «Ника» не было своей семьи. В Сиднее, проживая рядом с русской общиной, он оставался одиноким. Съемное жилье, тишина и уединение — вот что его окружало. Православные храмы он посещал в молодости, в конце шестидесятых. Его видели в Свято-Владимирском храме.
Чтение было его страстью с детства. Он обладал ясным умом, был силен в шахматах и прекрасно разбирался в политике.
У представителя императорской фамилии не было другого жилья, кроме старого трейлера. Не было и сбережений.

Отпевание Леонида Куликовского. / www.mungfali.com
Возможно, он задержался в Кэтрине из-за живописного места, где располагался караван-парк, под названием Cossack, или «Казак». Это название появилось не случайно: в 1920-х годах сюда эмигрировали русские казаки. Они возвели мост, основали фермы, а затем разъехались. В Кэтрине до сих пор есть улицы, названные в честь русских: Александра Токмакова, его супруги Лилии, Зимина, Иванова и Крылова.
Может быть, именно поэтому Леонид решил остаться здесь навсегда. Возможно, «Старым Ником» он именовал себя в память об императоре Николае II, своем двоюродном дяде. Трагедии XX века, потрясшие Россию, вероятно, сформировали мироощущение человека, никогда не видевшего Родины, но ощущавшего себя изгнанником, потерявшим дом.
Кстати, его тело опознали чудом. Как раз в это время в Австралию пришло приглашение для Леонида Гурьевича из Санкт-Петербурга: российское правительство приглашало его на захоронение царских останков. Именно благодаря этому письму правнук Александра III не был похоронен в безымянной могиле для бродяг.
Судьба бабушки Леонида, княгини Ольги Александровны, была очень запутанной: Спаслась чудом из России, 15 лет жила с мужем в разных комнатах, а любовь нашла на застолье.


