Михаил Юрьевич Лермонтов – фигура в русской литературе поистине колоссальная, которая часто ставится в один ряд с Пушкиным, вызывая нескончаемые споры о том, кто же из них величайший. Однако за поэтическим гением скрывается непростая и противоречивая личность, биография которой полна неожиданных поворотов. В сегодняшнем материале предлагаем углубиться в малоизвестные факты из жизни автора «Героя нашего времени», чтобы поближе узнать одного из самых известных русских поэтов.
Легенда о шотландских корнях и родстве с испанцами
Распространено мнение о происхождении Лермонтова от шотландского барда Томаса Лермонта, жившего в XIII веке. Его имя окружено ореолом легенд, которые приписывают ему сверхъестественные способности, включая общение с королевой эльфов. Его поэзия, сохранившаяся в фрагментах, характеризуется как смесь иронических и лирических произведений, отражающих дух своего времени.
Род Лермонтов действительно ведёт свою родословную из Шотландии, и их фамилия происходит от названия местности, где они проживали, что подчеркивает их аристократическое происхождение. Лермонты получили свой дворянский титул за участие в исторических событиях, связанных с разгромом Макбета, что делает их историю ещё более захватывающей на фоне шекспировской трагедии.
Родители Михаила Лермонтова.
Считалось, что польский поручик Георг Лермонт в начале XVII столетия отправился на войну в Россию, но попал в плен. Со временем он принял православие, поступил на государственную службу и стал русским дворянином Лермонтовым. Однако генетические исследования 2014 года опровергли прямое родство между потомками Томаса Лермонта и русскими Лермонтовыми.
Таким образом, красивая легенда о прямом происхождении от легендарного барда остаётся лишь интересным историческим анекдотом, побуждающим к более глубокому изучению генеалогии рода Лермонтовых. Сам Лермонтов, вдохновленный этими легендами, создал стихотворение «Желание», где мечтал о связи со своими шотландскими предками, что подчеркивает его интерес к своему происхождению и романтическую природу его натуры.
В юные годы поэт также ассоциировал свою фамилию с испанским госдеятелем Франсиско Лермой, приближенным короля Филиппа III в начале XVII столетия. Лерма вел все государственные дела, включая внешнюю и внутреннюю политику. Несмотря на такие полномочия и доверие короля, Лерма за несколько лет довел Испанию до банкротства. Фантазии Лермонтова по поводу родства с ним отразились в драме «Испанцы».
Хулиган и задира
Михаил Лермонтов, чьи стихи пронизаны романтизмом и меланхолией, в юности обладал совершенно иным характером. Современники описывали его как человека вспыльчивого, насмешливого и склонного к хулиганству. Особенно ярко эти черты проявлялись в юные годы. И если в гимназии хулигана ещё как-то терпели, то вот из Московского университета его попросили забрать документы уже после 2 курса.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
В 18-летнем возрасте поэт, поддавшись на уговоры знакомых, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где его прозвали «Маёшкой». В школе Лермонтов быстро стал заводилой и организатором различных шалостей. Он и его соратники не упускали возможности подшутить над новичками: поливали их водой во время сна, толкались в коридорах, кидались вареным картофелем и даже вставляли в нос спящим свернутые бумажки с табаком. Однако наиболее жестокими были словесные издевательства, в которых Лермонтов был непревзойденным мастером.
Бабушкин внук
Именно бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, настояла, чтобы внука назвали Михаилом в честь деда, а не Петром, как того хотел его отец. Она же стала крестной матерью маленького Миши. Елизавета Алексеевна не любила своего зятя, поэтому всеми силами пыталась поссорить свою дочь с мужем, но попытки не увенчались успехом. Когда Михаилу исполнилось 3 года, его мать умерла от чахотки, и бабушка вплотную занялась воспитанием любимого внука.
Елизавета Алексеевна Арсеньева души не чаяла в своем внуке.
Михаил в детстве был болезненным ребенком, и бабушка старалась его всячески баловать. До 16 лет, пока поэт не поступил в гимназию, он жил под крылом Елизаветы Алексеевны в ее имении Тарханы. Впрочем, даже когда Михаил вылетел из гнезда, бабушка оплачивала его обучение, давала денег на развлечения, носила передачки в училище и выхаживала, когда Михаил болел.
Идеализированный портрет
На портретах Лермонтов предстает красивым, гордым гусаром. Однако реальность, судя по свидетельствам современников, была другой. Действительный облик поэта был далек от классических канонов красоты. Его рост был невысок, около 170 см. Прибавим к этому заметную сутулость, приобретенную, возможно, из-за детской болезни, которая также повлияла на форму его ног, делая их кривыми.
Лысина начала появляться уже после 20 лет, а телосложение было плотным, что создавало дисгармонию пропорций. Сам Лермонтов, вероятно, остро осознавал свои внешние недостатки, что подкрепляло его склонность к сарказму и оскорблениям – своеобразная защита от негативного восприятия со стороны окружающих. Этот феномен психологической защиты является распространенным явлением, описываемым в психологии.
Петр Кончаловский «Портрет Михаила Ломоносова» (1943).
Однако, несмотря на все эти физические несовершенства, Лермонтов обладал одной поразительной чертой – его глазами. Описание их как больших, умных, черных, как уголь – это лишь малая часть правды. В них сочеталась пронзительность, способная заставить собеседника чувствовать себя неловко, и странная расслабленная томность, создающая эффект глубокого проникновения в душу. Этот взгляд, наполненный острой наблюдательностью и нескрываемой иронией, был мощным оружием в руках поэта.
Он использовал его мастерски, подкрепляя свои едкие замечания и саркастические выпады. Вглядываясь в собеседника, Лермонтов, словно просвечивал его насквозь, вызывая невольную конфузию и смущение. Это не только способность к психологическому давлению, но и проявление его выдающихся интеллектуальных способностей.
Был обжорой
Лермонтов был известен своими гастрономическими пристрастиями, которые отличались от общепринятых норм светского общества. Его сравнивали с Иваном Крыловым, известным своей любовью к еде, доходившей, как писал Пушкин, до ожирения. У Лермонтова, благодаря быстрому обмену веществ и молодости, такой проблемы не возникало, однако его неразборчивость в еде была легендарной. Рассказывали, как он не различал мясо птицы и телятины, что вызывало смех у его друзей.
Михаил Лермонтов.
Сам же поэт упорно отрицал это, настаивая на своих высоких гастрономических притязаниях и утверждая, что он — гурман. Однажды знакомые решили пошутить над Михаилом и положили ему на тарелку пирожки, внутри которых были опилки. Но поэт ничего не заподозрил и съел с аппетитом пирожок. Когда его рука потянулась за добавкой, друзья решили сознаться и остановили его.
Верил в магию и судьбу
Существует легенда, что когда Михаил появился на свет, повитуха, принимавшая роды у его матери, предрекла новорожденному насильственную смерть в юные годы. Сам Лермонтов всю жизнь был фаталистом и везде видел знаки судьбы. Все важные решения поэт принимал лишь после разговора с гадалкой, ну или на крайний случай бросал монетку, полагаясь на счастливый случай.
Мешал чужому счастью
У поэта была противоречивая репутация человека, склонного к деструктивному поведению и манипуляциям. Он испытывал извращённое удовольствие от разрушения чужого счастья. Узнав о предстоящей свадьбе, он с характерным для него цинизмом начинал активные действия, направленные на срыв торжества. Его визиты к невесте становились всё более частыми. Он посвящал ей стихи, дарил цветы, осыпал комплиментами. Несмотря на то, что некоторые современники описывали его как не слишком привлекательного внешне человека, он обладал редким даром убеждения и мог «уболтать» почти любую женщину.
Это, вероятно, ещё больше усиливало его чувство превосходства и желание манипулировать чувствами окружающих. Любые комплексы, если они и существовали, не мешали, а, напротив, подстёгивали его в этом деле, превращая процесс в своего рода игру, спортивный интерес. Если объект его внимания оказывался слишком равнодушным, Лермонтов переходил к более «тяжёлой артиллерии», угрожая самоубийством – крайне циничный и манипулятивный приём, рассчитанный на жалость и чувство вины.
Если верить мемуарам известного дипломата П. Вяземского, Николай I, узнав о гибели поэта на дуэли, заявил: «Собаке – собачья смерть».
Как только девушка влюблялась и была готова отказаться от свадьбы, поэт, как правило, исчезал, оставляя её в состоянии глубокого разочарования и душевной боли. В худшем случае он устраивал публичное разоблачение своей игры, собирая всех участников в одной комнате и издевательски смеясь над их разбитыми надеждами. Самым ярким примером подобного поведения стала история с Екатериной Сушковой.
Лермонтов, помня её прежнее равнодушие к нему, намеренно разрушил её предсвадебные планы, влюбив её в себя. Это стало для него своеобразной местью, демонстрацией власти над чувствами. А вот Как Лермонтов из-за богатой вдовы стрелялся с послом: Предпоследняя дуэль поэта, чуть не лишившая его дворянства - читайте в следующем материале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: