Почему китайских мужчин заставляли носить косу под угрозой казни, и Как они выкручивались

Немецкий ученый-географ Фридрих Ратцель, чьи работы увидели свет в девятнадцатом столетии, привел в своем исследовании интересный факт. Он отметил, что мужская прическа, известная как «манчжурская коса», была распространена достаточно широко. Она встречалась даже в Индии. Этот элемент внешности стал одним из определяющих маркеров, идентифицирующих жителей Поднебесной. Отращивание длинной косы было для мужчин не просто выбором, а строгим предписанием.
Как все начиналось: завоевание Мин

Объединить территории Манчжурии удалось хану Нурхаци.
Когда-то территория, ныне носящая имя Маньчжурия, была целой мозаикой мелких владений. Они то сходились в недолгий союз, то снова разлетались, словно пыль на ветру. Настоящее единство пришло лишь к самому закату XVI столетия. Случилось это благодаря хану Нурхаци, человеку, который заложил камень в основание династии Цин. В "Истории мира" Романа Зарапина указывается, что в 1618 году произошло присоединение новых земель, отторгнутых у Китая. Во владения Нурхаци вошли участки на юге Маньчжурии, а также Ляодунский полуостров. Но это было только начало.
Почти три десятилетия спустя, после смерти его сына Абахая, который успел принять императорский титул, маньчжурские полководцы достигли Пекина. Город тут же стал главной ставкой новой державы. Именно туда, в столицу, привезли юного правителя. Он еще даже не был совершеннолетним. Военные действия (впоследствии названные Маньчжурской войной) продолжались до 1683 года. К тому моменту все земли, бывшие частью империи Мин, достались новым хозяевам.
Желая упрочить свои позиции, завоеватели не стали перекраивать существующий в Китае строй и традиции. Однако, одна перемена была неизбежна: внешность людей. Китайское население было, по сути, вынуждено перенять маньчжурские одеяния и прически.
Коса или казнь

Было разрешено оставлять часть волос на голове, чтобы заплетать косу.
До того, как маньчжуры пришли к власти в Китае, мужчины страны придерживались своих традиций, касающийся волос. Свои длинные локоны они обычно собирали на затылке, формируя из них аккуратный пучок. Этот пучок надежно закреплялся либо специальной шпилькой, либо обычным шнурком. Подобное оформление прически было широко распространенным и считалось нормой для мужской части населения.
Начало правления новой династии принесло с собой и новые, весьма символичные знаки подчинения. Среди них была и знаменитая «манчжурская коса». Интересно, что, согласно книге Елены Грицак «Пекин и Великая Китайская стена», первоначально завоеватели требовали от китайцев мужского пола полного отказа от волос на голове. Нежелание подчиниться было равносильно смерти. Отрубленную, уже обритую голову непокорного выставляли напоказ на главной пекинской площади. Но даже такой суровый приговор не сломил волю китайцев. Многие продолжали тайно отращивать волосы, как будто в надежде на смягчение приказа. Именно это упорство, вероятно, и привело к появлению следующего указа — о ношении той самой «китайской косы».

Новая прическа получила название манчжурская коса.
Видимо, число тех, кто противился маньчжурским порядкам, оказалось слишком велико. Поэтому, как отмечает Грицак, представители династии Цин смягчили свое требование: разрешили бриться так, чтобы на макушке оставался лишь небольшой «островок» для плетения косы. Однако, сам факт неисполнения указа по-прежнему карался жестоко. Особенно сложно пришлось пожилым мужчинам, которые естественным образом теряли волосы. Чтобы сохранить себе жизнь, стареющие китайцы шли на хитрость — покупали готовые косы в лавках.
Подстричься в знак протеста

Плетение китайской косы.
Маньчжурская коса стала символом китайского народа. Однако она не была исконным проявлением традиционной культуры, а скорее знаком подчинения цинскому правлению. По этой причине немало жителей Поднебесной тайно ненавидели эту прическу.
Это ярко проявилось в ходе Синьхайской революции 1911–1912 годов. Тогда власть династии Цин была подорвана до основания. К такой ситуации привела оккупация Россией Маньчжурии, а также условия Портсмутского мира после столкновения Российской и Японской империй и подчинение Кореи к 1910 году.
Китайцы очень боялись, что схожая участь может постигнуть родную страну. Эти тревоги разожгли Уханьское восстание, ставшее искрой переворота в империи и приведшее к краху династии Цин. Виктор Усов в своей работе «Последний император Китая. Пу И» отмечает: бунтари срезали ненавистные косы, стремясь символически отринуть века маньчжурского гнёта и стереть следы позорных унижений от иноземных завоевателей. Это восстание породило череду легенд и поверий, где коса предстаёт воплощением слепого повиновения чужеземцам. Одна байка рассказывает о горце, который носил косу не ради моды или обычая, а чтобы таить под ней кинжал для защиты от лихих людей. Другая история повествует о мудрой женщине, бросившей вызов устоям, обрезавшей волосы и облачившейся в мужскую одежду, дабы продолжить путь мужа-революционера.

Китайские мужчины носили косу вплоть до Синхайской революции 1911 года.
Эти предания отражают неоднозначность косы: для иных она была насилием, для прочих — хитрой маскировкой или иллюзией свободы в суровом мире. Синьхайская революция не только низвергла династию, но и внесла радикальные перемены в обиход. Мужчины торопились избавиться от кос, видя в каждой пряди символ подчинения и упадка империи. Всё же не все следовали этому пути: одни стригли волосы по принуждению, другие — из страха перед новыми властителями.
Среди повстанцев ходила легенда о мистическом «короле кос», богатом негоцианте, что якобы платил золотом за открытое ношение косы, тем самым выражая протест против революционеров. Подобные сказания подчёркивают, что переворот затронул не только политику, но и культурные основы, где коса явилась метафорой противостояния старого и нового миров. В конце концов, этот скромный элемент туалета преобразился в символ борьбы, отражая потаённые страхи и чаяния китайского общества на пороге республиканской эпохи.
В старой Руси, конечно, знали о существовании Китая, но первая встреча состоялась в середине семнадцатого века: Первые китайцы на Руси, кто такой Кабышейка и почему подданых Поднебесной звали Тимошка, Митька и Васька.


