В период до Октябрьской революции северные регионы нашей страны считались местом обитания каторжников и служивых людей, вынужденных выполнять свою воинскую обязанность в суровых условиях вечного холода, но после установления советской власти началось активное освоение этих земель. Тысячи молодых романтиков и желающих заработать отправлялись туда добровольно на развернувшиеся стройки северных городов и путей сообщения. О том, кем были эти люди и как складывалась их дальнейшая жизнь, читайте в нашей статье.
История русского севера
Каторжники в Сибири / Фото: zona.media
Покорение северных регионов притягивало русских людей во все времена. Древние охотники, купцы, воины, движимые извечным стремлением исследовать и покорять, стремились достигнуть отдаленных северных мест, формально не принадлежащих государству. Еще в XVII веке русские первопроходцы нашли северный путь за Урал: от Архангельска до Карского моря, а затем до Оби и Енисея. И в те времена, когда многие считали эти места непригодными для жизни, находились люди, которые строили там первые поселения, добывали пропитание, создавали карты новых земель, прокладывали новые маршруты.
Во времена Ивана Грозного, который считался самым жестоким правителем на Руси, в северные регионы стали ссылать каторжников. Это считалось наказанием, более жестоким, чем смертная казнь, потому что из-за крайне тяжелых условий существования большинство каторжников умирали в первые годы после ссылки. Массовый характер ссылка в Сибирь приобрела при Петре I, тогда же она получила правовой и организованный характер, условия содержания каторжников стали немного лучше.
В начале ХХ века в царской России в сибирскую ссылку стали высылать по суду. Появление и деятельность радикальных политических партий, вовлечение в революционную борьбу практически всех слоев общества резко изменили состав ссыльных, среди которых было много молодежи. После 1905 года по берегам крупных рек - Оби, Енисея, Ангары, Лены - было настроено множество лагерей для заключенных и колоний для их вольного поселения. Число ссыльных вскоре превысило число местных поселенцев, а отсутствие здесь работы, и как следствие, средств к существованию, делало невольное пребывание в Сибири достаточно суровым испытанием.
Эти лагеря и колонии для поселения стали еще больше наполняться заключенными с приходом советской власти. В 1920–1930 годах значительное число бывших царских узников «тюрьмы без решеток», нередко занимавших при новой власти ответственные партийные и государственные посты, были вновь репрессированы и этапированы в Сибирь. Режим сталинских лагерей оказался несравнимо более суровым, чем в царской России, а условия содержания заключенных по-настоящему каторжными, направленными на физическое уничтожение миллионов людей.
Время зэков и романтиков
Во глубине сибирских руд
В первые десятилетия советской власти русский север был огромной тюрьмой, использовавшей дармовой труд лишенных прав людей, с помощью которых шло освоение громадных сибирских территорий. В середине 1950-х годов советское руководство несколько изменило подход к организации исправительно-трудовых лагерей, взяв курс на создание «комбинатов особого типа», которые должны были не только обеспечивать содержание заключенных в лагерях и использование их труда, но и способствовать созданию там промышленных отраслей и строительству городов и поселков.
Эти комбинаты планировалось сделать привлекательными трудовыми центрами для заключенных, освободившихся после окончания срока и пожелавшими остаться там работать. Кроме того, туда должны были привлекаться на работу заключенные, переведенные на вольное поселение за хорошее поведение. Одним из таких промышленных центров стал комбинат «Дальстрой», созданный в районе Верхней Колымы. Помимо дорожного и промышленного строительства, он стал основным центром Сибири по добыче полезных ископаемых, в первую очередь - золота.
Но чем дальше шло освоение Сибири и северных регионов страны, тем становилось очевиднее, что только силами заключенных не обойтись. Рабочих рук не хватало, а для добычи полезных ископаемых, строительства городов и магистралей требовались специалисты и люди с незапятнанной репутацией. Чтобы их привлечь в необжитые районы севера и Сибири, в стране начали выпускать множество фильмов, книг, передач, рассказывающих о жизни «на северах», о трудовых героях северных регионов, нашедших там свое счастье.
Немалая роль отводилась и материальным стимулам - в северных регионах стали платить более высокие зарплаты. Хотя погоня за «длинным рублем» считалась пережитком прошлого и осуждалась в обществе, а по радио то и дело «крутили» популярную песню «А я еду, а я еду за туманом...», материальный стимул для многих стал основным фактором. «На севера» потянулись тысячи молодых романтиков и желающих хорошо зарабатывать.
Указ Верховного Совета
Комсомольцы на Севере
Чтобы привязать молодых людей к новым необжитым местам, куда они отправлялись на работу, государством были введены ежегодные надбавки к зарплатам. В 1967 году вышел Указ Верховного Совета СССР об упорядочивании выплат и расширении льгот для работников северных регионов, которые теперь делились на несколько категорий. В частности, существовало подразделение на районы Крайнего Севера и приравненные к ним регионы.
Теперь за каждый год или два года работы «на северах» рабочим полагалась надбавка к заработной плате в размере 10%. На каждом предприятии действовали также дополнительные нормативы, в зависимости от должности, профессии и места работы. Если человек работал на холоде, он получал дополнительную оплату за свой труд. Но при этом сумма надбавок не должна была превышать 100% ставки.
Однако и это было хорошим стимулом, особенно для людей без специального образования. Даже дворники очень хорошо зарабатывали «на северах», не считая квалифицированных рабочих, зарплаты которых в северных регионах страны были существенно выше, чем в целом по стране, а обеспечение - значительно лучше. Продукты, которые по всей территории СССР были в дефиците, в магазинах северных регионов лежали в свободной продаже.
Поэтому поток энтузиастов не ослабевал вплоть до 1980-х годов. Теперь уже никто особо не скрывал, что главным стимулом «переселения» является все же не романтика жизни в суровых условиях севера, а возможность хорошо заработать, чтобы жить сравнительно обеспеченной жизнью.
Жизнь на «северах»
Типичный северный поселок во времена СССР / Фото:fishki.net
В северных регионах сравнительно легко и быстро можно было получить квартиру, поэтому многие оставались там навсегда, обзаводились семьями, рожали детей, приспосабливались к жизни в условиях вечного холода, короткого дня и длинной ночи. Но были и такие, кто работал вахтовым методом. Проводя несколько месяцев подряд на вахте, человек получал длительный отпуск, на время которого возвращался к семье, на «большую землю».
Такой вид работы преимущественно был связан с добычей нефти и золота, где приходилось трудиться «на износ», без выходных и праздников, но и оплата труда в таких артелях была достойной. А деньги особенно тратить было негде, да и не на что - вахтовики на время работы обеспечивались жильем, питанием, рабочей одеждой, а в бригадах, как правило, действовал «сухой закон». Поэтому многие «отрывались» во время отпуска, начиная его «отмечать» еще в дороге. Поезда, идущие из северных регионов, обычно были забиты вахтовиками, в купейных вагонах проходила бурная жизнь, с песнями под гитару, игрой в карты, рассказами под «сто граммов» водки, которой щедро угощали всех попутчиков.
Если быт жителей северных регионов был более или менее налажен, то досуг оставлял желать лучшего. Театров и дворцов культуры, как правило, не было, заезжие артисты также редко баловали своим посещением небольшие поселения северных регионов страны, спортивные залы и стадионы, если где-то и строились, то они не были укомплектованы оборудованием и профессиональными тренерами.
В ранние годы освоения северных регионов там, как и по всей стране, существовала система обязательного среднего образования, но далеко не в каждом северном поселке была средняя школа, поэтому детей часто отдавали в интернаты, которые создавались в крупных населенных пунктах. Но с развитием промышленности северных регионов развивались города и поселки, улучшалась жизнь людей.
Сегодня в Сибири находятся четыре города-миллионника, жизнь в которых мало чем отличается от жизни в столичных городах России, и северная романтика давно ушла в прошлое, но коренные северяне помнят, с каким трудом давалось освоение этих регионов их предкам. О том, как этапировали заключенных в царской России и в СССР на север, можно подробно почитать в другой нашей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: