Он озвучил сотни героев, а умер без награды и креста: Почему страна забыла Алексея Панькина

Алексей Панькин - актёр, голос которого слушали миллионы, а сегодня его на могиле нет даже креста. В какой-то момент он устал доказывать сцене, что достоин большего и вскоре оказался в плеяде лучших актёров озвучения Советского Союза. Он отдал кино всю жизнь, но беспощадная судьба осталась глуха не только к мечтам парня и к его небывалому усердию.

В кино оказался во многом случайно.
В кино 16-летний Алексей Панькин из подмосковного Расторгуево попал случайно. Друзья захотели «подхалтурить» снявшись в массовке. Платили немного, однако 3-10 рублей в старшем школьном возрасте лишними совершенно не казались. Тем более, что даже оказавшись на положении «чернорабочего» кино, парням выпадала эксклюзивная возможность посмотреть на дивный мир кинематографа изнутри. Увидеть его таким, каким его созерцают режиссёры, операторы, актёры, художники. В тот день Панькин пошёл просто за компанию и неожиданно понял – вот оно. Причём привлекали парня отнюдь не деньги или слава, а сам процесс: свет, шум, крики режиссёра и производственная суета сотен специалистов на площадке.

Исполнил десятки ролей.
Первой ролью Алексея Панькина стал здоровяк-верзила по имени Богдан в комедийной ленте «Строга игра». Абсолютно проходная, эпизодическая, малозаметная актёрская работа, которая тем не менее навсегда изменила судьбу парня. Решение было принято: после окончания школы – ВГИК. С началом 1970-х молодой человек твёрдо знал: он станет и будет актёром, даже если в кадре ему придётся играть безмолвных истуканов. И здесь Алексею не повезло. Он не был ни прирождённым талантом, ни патентованным красавцем, ни очаровывающим с первого взгляда харизматиком. Простой советский «серый» паренёк, ничем не примечательный на первый взгляд. Увы, такие не становятся звёздами кино…

Настоящая слава так и не пришла.
Однако, у Алексея было другое: невиданное трудолюбие, усердие и мечта. Панькин был из той редкой породы актёров, кто действительно любит кино за сам процесс, а не результат. И вместе с тем в нём была какая-то неуёмное энергия, умиротворяющее спокойствие, внутренняя сила. А с опытом пришло и своеобразное очарование. Среди актёров Панькин не был талантом, но был ремесленником в самом хорошем смысле этого слова! Ему не нужно было играть своих персонажей, он как мало кто другой умел ими становиться. Каждая его роль – другой человек. Панькин мог быть смешным и грустным, страшным и очаровательным, дружелюбным и грубым. Ему почти не доставалось первых ролей, но второй план в исполнении Алексея всегда был как минимум не хуже первого в исполнении признанных звёзд советского кинематографа.

Снимался почти всю жизнь.
Таким творцам как Панькин не поют оды, хотя они в действительности заслуживают их как никто другой. Роли Алексея делали советский кинематограф живым, честным, без фальши плакатного глянца. Тракторист, милиционер, официант, хулиган, шофёр, красноармеец и унтер-офицер – без этих «живых декораций» работа первого плана не стоила бы ровным счётом ничего. Персонажи Панькина оставались незаметными для зрителя не из-за их блеклости или ненужности, а из-за их естественности и правдоподобности. Увы, слава к Алексею так и не пришла. Судьба осталась глухой и к его местам, и к его упорству. Увы так бывает. Хотя в 1970-е годы снимался он не просто много. Очень много! Лицо Алексея знала вся страна, но вот имя… Таких как он в титрах не замечают.

В 1980-е годы занялся преимущественно дубляжом.
Некоторое время Алексею казалось, что вот-вот его позовут в крупный проект на первый план. Однако, этого так и не случилось… Устав ждать Панькин удалился в тихую гавань любого кинематографа – дубляж. Совсем другая, но не менее важная работа. Теперь никто не узнает твоего лица, но голос и эмоции… Их будет знать миллионы. И здесь Алексей раскрылся на полную, став, пожалуй, одним из лучших актёров дубляжа советской эпохи! Сколь мало было в простом советском парне телесной привлекательности, столь же много было силы в его бархатном голосе с лёгкой хрипотой. И Алексей стал дублировать: много, очень много. Благодаря работе в дубляже, у Алексея всегда была работа и стабильный доход. Но с этого момента о публичной славе пришлось забыть полностью. Увы, зрители склонны запоминать лица, а не голоса.

Воздвиг себе нерукотворный памятник.
Дела на личном фронте сложились куда лучше. Со своей будущей женой Панькин познакомился в театре. Нина Зоткина была актрисой. Оба без славы и громких ролей. Для обоих кино было домом и храмом. Сошлись сразу: без страсти. И так прожили всю жизнь без бурных чувств, скандалов, интриг. Как и карьера Алексея, карьера Нины вскоре погасла. Ролей предлагали всё меньше, а скорее телефон и вовсе перестал звонить. Тогда она отправилась вслед за супругом – в дубляж. Там за микрофонами, оба годами отдавали свой голос чужим персонажам. Вторая половина 1980-х стала тяжелым испытанием. Последовавшие 1990-е – оказались ещё страшнее. Однако, без работы семья не осталась. Во многом благодаря старым проверенным связям.

Был не звездой, но ремесленником кино.
Постепенно у Алексея начались проблемы со здоровьем. Злые языки шептали за кулисами о том, что актёр пьёт. Однако, точных диагнозов никто не ставил. Всё чаще Панькин оказывался в больнице. Не стало артиста в 2005 году. Для многих он ушёл так же незаметно, как и жил. А потому за людей вроде Алексея всегда обидно вдвойне. Он был одним из тех, кто просто и честно трудился на протяжении многих лет, а не занимался карьерой. Алексей был в высшем выражении человеком труда. Кто-то скажет: на могилах таких трава растёт гуще, чем память. Однако, Панькин построил себе памятник не из границы и не из верениц стареющих следом поклонников. Его памятник – десятки фильмов и ролей, где его голос будет звучать до конца времён.
В продолжение темы читайте о том, как сын умер в тюрьме, а она вышла замуж за молодого фаната и скрывала: Как живет в 82 года Екатерина Шаврина.


