+1 0
0
-1 0

Как стала «стрекозой Сталина» потомственная дворянка Ольга Лепешинская, и За что отправили в тюрьму её мужа-генерала



Маленькая, стремительная и бесстрашная — Ольга Лепешинская стала одной из самых обсуждаемых балерин Большого театра. Одни восхищались ее техникой и яростью на сцене, другие видели в ее успехах влияние Кремля. Сталин называл ее «стрекозой» и дарил личные подарки, а коллеги шептались о покровителях из МГБ и непростом браке с генералом Райхманом. Но за этим блеском скрывались репрессии в семье, годы фронтовых выступлений и тяжелая борьба за каждое фуэте. Кто она была на самом деле — любимица власти или танцовщица, сделавшая себя самой работой?


Детство балерины с дворянскими корнями


Ольга Лепешинская в детстве

Ольга Лепешинская в детстве

Ольга Лепешинская родилась 28 сентября 1916 года в Киеве. Ее отец, Василий Васильевич Лепешинский, инженер мостостроитель, работал на крупных железнодорожных объектах. Мать, Мария Сергеевна, занималась домом и воспитанием детей. У Ольгы была еще старшая сестра Евгения. Отец, когда узнал, что младшая дочь увлекается танцами, шутил с горечью: «Теперь будут говорить, что у Лепешинских две дочери: одна умная, другая — балерина».

Свое дворянское происхождение в семье старались не афишировать. Для отца было важно имя инженера и репутация надежного специалиста. Воспитание дочерей строили на дисциплине и учебе. А Ольга продолжала мечтать о балетной школе. Мать, была на стороне дочери и тайком от мужа отвела ее в балетную школу. Но, первый поход закончился разочарованием. Комиссия посчитала других претенденток более приемлемыми, чем Ольгу.

Тогда начались частные занятия. Ольга трудилась с упорством. Через время подвернулся шанс: одна из учениц балетного техникума при Большом выбыла из курса, и Ольгу взяли на освободившееся место. Учеба далась нелегко. Природные данные были не образцовыми, зато характер позволял «добрать» технику. Вечерами, когда школа пустела, Ольга с матерью просили открыть зал и раз за разом отрабатывали повороты и фуэте: сначала шесть, потом восемь, потом десятки.

Как Лепешинская стала «Стрекозой Сталина»


Ольга Лепешинская на репетиции

Ольга Лепешинская на репетиции

В начале 30-х Лапшинскую приняли в труппу Большого театра. Случай редкий: обычно начинали с кордебалета, а Ольгу же быстро поставили в солистки. Решение объясняли «экспериментальным выпуском». Но публика сразу прочувствовала ее темперамент и азарт. В репертуар вошли роли в «Трех толстяках», «Коппелии», «Шопениане», «Вальпургиевой ночи», позже — «Пламя Парижа» и «Красный мак». К середине 30-х Лепешинская уже появлялась на правительственных концертах.

Ольга Лепешинская

Ольга Лепешинская

Ольге тогда было 17 лет. У нее тут же появилась покровительница и подружка в одном лице - Полина Жемчужина, супруга Молотова. Полина Семеновна опекала Ольгу, приучала к публичной работе, возила в детские дома, и это сильно повлияло на ее образ активной, «не кабинетной» артистки.

Ольга Лепешинская на сцене

Ольга Лепешинская на сцене

Иосиф Сталин относился к Лепешинской по-особому. В воспоминаниях семьи Плисецких есть эпизод с тостом Сталина, где он, указав на Ольгу, произносит: «как стрекоза». Так родилось прозвище, которое прочно прикрепилось к балерине. Лепешинская получила четыре Сталинские премии, то есть ближайший к максимуму уровень официального одобрения для сценического искусства.

Про Лепешинскую тогда ходили разные слухи. Так, на одном из приемов Ольге понравились кремлевские фужеры, и на следующий день ей прислали пару с гравировкой: «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина». Но, рядом с кремлевскими приглашениями шла настоящая работа «в поле». Лепешинская вступила в партию в 1943 году, выступала с речами, ездила на фронт с бригадами, танцевала в госпиталях и частях.

Полина Молотова Жемчужина

Полина Молотова Жемчужина

Репрессии конца 30-х затронули ее близких, а после войны в опалу попала Жемчужина, та самая наставница, к которой Ольга относилась почти по-семейному. В интервью много лет спустя Лепешинская говорила об этом спокойно, но с болью. Арест Полины Семеновны стал для нее настоящей трагедией, после чего она была просто балериной и стала далека от политики.

Личная жизнь: «Он был во всем благороден»


Леонид Федорович Райхман

Леонид Федорович Райхман

Брак Лепешинской со вторым мужем стал одной из самых обсуждаемых тем мемуаристов послевоенного времени. До войны у Ольги был романтический, почти литературный брак. Ее первым мужем стал режиссер Илья Трауберг, младший брат знаменитого кинорежиссера Лео Арнштама. Их отношения начались с переписки. Два года они обменивались письмами.

Позже Трауберг снял короткометражный фильм «Концерт-вальс» с Лепешинской в главной роли. Но семейная жизнь продлилась недолго. Они тихо разошлись. А вот Леонид Федорович Райхман появился в ее жизни накануне войны. К моменту их знакомства Райхман уже сделал стремительную карьеру в НКВД (позже, МГБ). Он работал по делам «врагов народа», занимался внешней разведкой, участвовал в секретных операциях.

Райхман славился жесткими методами. Историк Адда Войтоловская, пережившая допрос у него в кабинете, вспоминала: крики, удары графином о пол, угрозы. А вот с Ольгой этот мужчина был совершенно другим. Несколько мемуаров независимых друг от друга повторяют почти одну и ту же картину: суровый мужчина поднимает трубку, слышит голос балерины и мгновенно становится мягким. «Крошка моя… поздравляю… умоляю, ложись отдыхать», — вспоминали очевидцы.

Сама же Лепешинская спустя десятилетия говорила о муже: «Он был во всем благороден. Я вспоминаю его с хорошим чувством». Их брак продлился 13 лет, пока в октябре 1951 года Райхман не вернулся домой. Его арестовали на улице, без объяснений. Но, репрессии не коснулись артистки. Она была слишком известна, особенно своими военными концертными бригадами и фронтовыми заслугами.

Жизнь после ареста мужа


Ольга Лепешинская

Ольга Лепешинская

Арест Жемчужиной несколькими годами ранее, распад собственного брака привели к тому, что Лепшинская перестала участвовать в партийной деятельности. В 1956 году она официально завершила сценическую карьеру по возрасту. И перешла на педагогическую работу в качестве репетитора Большого театра. Она преподавала технику классического танца, готовила молодых солисток, работала на постановках и консультациях.
Ольга Лепешинская

Ольга Лепешинская

Ольга Васильевна обладала редким качеством педагога. Ученики вспоминали, что она никогда не рассказывала о себе «как о легенде». Ольга Лепешинская умерла 20 декабря 2008 года в Москве, в 92 года.

Интересна судьба еще одной любимцы Сталина - Ее мать обожал Сталин, а она сбежала в США и лишилась ребенка из-за алкоголя: Почему сменила 5 мужей, но не нашла счастье Виктория Федорова.
0
1803 просмотров
В закладки
Версия для печати