Яркой, очаровательной сказкой начинается для нас Новый год. Словно по волшебству, в декабре, нарастает вихрь предпраздничных хлопот. Сверкающие огоньки на улице и в доме, нарядная ёлка и подарки возле нее – такая для нас привычная картина. Было ли так всегда? Почему история России насчитывает сразу несколько версий встречи Нового года?
Языческая Русь – особый случай
От Черного моря, до таёжных лесов проживали наши пращуры – славяне. Долгое время они пытались задобрить духов природы и ослабить томительные холодные зимы. Возможно, поэтому среди праздников славян были дни, подобных нынешнему Новому году.
И связаны они были с солнцестоянием. Один – Зимний, длился двенадцать дней. Начинался днем Коловрата (Коляда), двадцать первого декабря, в самую длинную ночь в году. Затем, двадцать четвертое декабря, посвящалось богу Корочуну, которого величали еще и Дедом Морозом.
Прообраз нашего Деда Мороза - Корочун со своей свитой. / Фото: musaget.ru
Завершали зимние праздники Велесовыми днями. Наши пращуры считали, что Корочун это типичный дед - суровый, справедливый старец в синей, с белыми узорами, шубе. Без шапки, босиком, уверенной поступью шагает он каждую зиму по лесу, дворам и улицам.
Корочун заботливо укрывает всю землю, деревья и кустарники снегом, сковывает льдом реки и озера. Рядом с ним тихо шествуют его помощники – волки и медведи. Всех, кто плохо себя вел, Корочун наказывает бедностью и морозит насмерть.
Суровый образ Корочуна сменился на Морозко, Мороза Ивановича, доброго Деда Мороза. / cdn.fishki.net
Добрых и порядочных, при этом, укутывает снеговым покровом, оберегает от лютого холода. Воинам, защитникам Родины, всегда помогает выстоять в битве, доводит своей леденящей силой до ужаса противника. Однако, жить, не согрешив ни разу - могут только святые.
Поэтому, каждую зиму, весь народ старался задобрить старика. В эти темные ночи, славяне выставляли угощение – кутью или кисель. Многодетные семьи проводили обряд кормления бога. Старший сын перед ужином выходил на порог, и зазывал отведать угощения, да пожалеть семью, не морозить будущий урожай.
Чтобы зима ушла, славяне жгли костры на капище. / Фото: img-fotki.yandex.ru
Противостоять силе Корочуна, Черного бога, повелителю жизни и смерти, а значит и всех судеб, мог только огонь. Все, кто желал лучшей доли, растапливал в эти дни поярче огонь в печи, зажигал дополнительные лучины и свечи, жег костры на скотном дворе.
Наши пращуры свято верили, что если накануне этих дней попросить у всех прощения, то можно переписать судьбу. Шумно и весело было на улицах и в домах в последние дни декабря. Хозяйки тщательно убирали свое жилище. Вся семья парилась в бане, рядилась в костюмы.
Мужчины всего поселения из стройного дерева мастерили Колесо Сварога. Вечером конструкция поджигалась, и с песнями ее несли от дома к дому. В каждой избе от него зажигали новый, живой огонь. После этого наступала тишина.
Позже появилась традиция на Рождество ходить с колядками и огненной звездой. / Фото: r4.mt.ru
Считалось, что в этот момент можно узнать свою судьбу: погадать или увидеть во сне вещие события от умерших предков. Для усиления эффекта многие устанавливали ель. Хвойное дерево являлась, в понятии славян, своеобразным проводником двух миров, живых и мертвых.
Заостренная макушка символизировала начало начал, первичную точку мироздания. Неширокие верхние ветви означали духовное начало, а нижние, раскидистые – материальный мир. Чтобы сеанс общения с духами прошел благополучно, на лапы ели привязывали угощение (яблоки, пряники, печенье) и даже свечи.
Украшения новогодней ёлки в разные годы. / Фото: i.pinimg.com
Следующий праздник, подобный нынешнему Новому году, был день весеннего равноденствия, 21 марта, Ярило (Комоедица). Радостью и бурным весельем встречали его славяне. С него начинался календарный год, так как пробуждалась земля – матушка, кормилица и защитница от бед.
Долгий период этот день считался новолетием. Кухарочки старательно пекли блины, угощали друзей и соседей. Причем, первый посвящали комам – духам. Все вместе, к этому дню, мастерили чучело Зимы и сжигали. Если позволяла погода - строили снежные крепости, сражались в снежки, дрались на кулачных боях, водили хороводы и пели веселые песни.
Однако, после принятия христианства Новый год стали отмечать 1 марта, с приходом весны. А в тысяча четыреста девяноста втором году и вовсе, перенесли на осень, на первое сентября. Так как посчитали, что нет ничего важнее для начала года, чем новый урожай.
В каждой избушке были свои погремушки
Издавна Русь населяли многие народы и народности, поэтому и празднование Нового года в некоторых селениях проходил по-разному. Например, фино-угорский народ встречал его двадцатого марта. Коми – пермяки собирали можжевельник и развешивали блины на деревьях для духа медведя, который поддержит в делах.
Удмурты вели отсчет от двадцать второго декабря. Для них было важно встретить новое солнце в маске. Они свято верили в то, что чем страшнее будет на них личина, тем удачнее пройдет следующий год. Эвены в конце июня жгли ритуальные костры у священных лиственниц.
Современные эвенки также соблюдают новогодние традиции. / Фото: tour.kolyma.ru
Между деревьями они обязательно устраивали некое подобие ворот в небесную страну: натягивали шерстяные нити, на которые навешивали кисти из оленьего волоса, пестрые ленточки. Всю ночь эвены пили напиток веселящий, прыгали через костры, в танце изображали птиц, переносящихся в Новый год небесной страны.
С рассветом все седлали оленей и отправлялись в поиски новой стоянки, или делали вид, что так делают. Хазары и печенеги в новогоднюю ночь устраивали самые пышные застолья. Прием обязательно очень жирной пищи чередовался состязанием в стрельбе, или хотя бы металлическим бряцанием оружия. Буряты кропили на ночь дом чаем, задабривали богиню Палден Лхао.
Флажки и сегодня являются достопримечательностью Бурятских поселений. / Фото: media.75.ru
Перед восходом, старший мужчина в доме размещал над дверью кусок льда, чтобы кони богини напились и унесли все плохое прочь. В первое утро года было принято вывешивать флажки, изготовленные женщинами, именуемые «конь - ветер». Небольшие полотна с изображениями лошадей, дракона, мифических птиц считались символической защитой от злых духов.
Так или иначе все эти особенности сегодня переплелись во едино и многое соблюдается нами как традиция.
Новый год по указу царя
Всем известный Великий реформатор, царь Петр Первый, перевел жизнь страны в новое русло времени. Подобно всем заморским странам, по его указу, Россия стала вести летоисчисление от Рождества Христова. На Новый год всем было велено собираться не только всей семьей, но и большими кампаниями.
Взрослые, с вечера до глубоко ночи, чинно беседовали за праздничными угощениями, символически поднимая чашу с хмельным напитком. В полночь, вхождение в новый год ознаменовывался колокольными звонами и грохотом пушек.
Ёлку украшали яблоками, орехами, пряниками, или изготавливали игрушки своими руками. Репродукция картины художника Сергея Досекина. Подготовка к Рождеству. 1896 год. / Фото: sibmama.ru
В Москве народ собирали на Красной площади. После трезвона и канонады Петр важно выходил к толпе и всех поздравлял с праздником, желал всем здравия, благословлял на долгое житие и процветание. Петр Первый сменил дату праздника с первого сентября на первое января.
Он повелел повсеместно ставить и украшать елки. Однако, отставание от астрономического календаря и европейцев на двенадцать дней похоже смущало только царя. Григорианский календарь был озвучен им, но так и не был введен по указу.
Наш народ нашел чудесную выгоду в предложенном новом календаре. Мы и сегодня отмечаем по традиции такой не понятный праздник для европейцев - Старый Новый год. Смерть Петра Первого сдвинула значимость новогоднего празднования.
Встреча с чудом. Репродукция картины Donna Green. Рождество. / Фото: www.proshkolu.ru
Глубоко верующие христиане стали соотносить торжественные мероприятия на Рождество и Крещение. В богатых семьях ёлку украшали яблоками и леденцами, пряниками и бубликами. Под лесной красавицей размещали подарки, вокруг дерева водили хороводы и проводили утренники для детей.
А первое января стало второсортным событием до тысячи девятьсот восемнадцатого года. Желая искоренить веру в Христа, Совнарком объявил ёлку атрибутом вхождения в Новый год, а не Рождественским чудом. Вокруг нее закружились в хороводе дети рабочих и крестьян.
Репродукция картины Ивана Тихого. Для тебя и твоих друзей ежегодно сияет ярким светом елка в Кремле. 1956 год. / Фото: sibmama.ru
Вифлеемскую звезду сменили на пятиконечную. Подарки вручались за учебу и трудовые достижения. Однако, бабушки потихоньку рассказывали внукам о Христе, силе веры и традиции угощаться с ветвей елки. Однажды, антирелигиозные фанаты и во все попытались ввести запрет на чарующую атмосферу, которую дарит аромат лесная красавица.
В Кремле ежегодно проводится театрализованное представление, после которого детям, приглашенным со всей страны, вручают подарки. Автор фото MIA. / Фото: www.osd.ru
Целых четыре года, безуспешно, партийные идеологи боролись с Рождественским деревом. Противостояние закончилось массовым выпуском елочных игрушек советской тематики и появлением двух замечательных сказочных персонажей – Деда Мороза и Снегурочки.
Далее - История новогодней ёлки в России: От символа кладбища и кабака до любимицы Сталина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: