«Совсем большая девочка» («Big Girl Now»), скульптуры Клары Кристаловой (Klara Kristalova)
Человеческая фигура, полностью скрытая под слоем белых перьев, мрачные близнецы, держащиеся за руки, молодая девушка с прорезью для заводного ключа на спине — эти трансгрессивные существа населяют детские кошмары, мрачные фольклорные сюжеты, и творчество шведской художницы Клары Кристаловой (Klara Kristalova). Её покрытые глазурью статуэтки вытягивают наружу тёмную подноготную невинных детских сказок и напоминают о жестоких страхах, которые сопровождают светлую пору взросления.
Клара Кристалова родилась в Чехословакии, но сейчас живёт и работает в Швеции. Её работа похожа на материальный отпечаток сознания скептичного, но любопытного ребёнка, который еще не до конца осознал, где проходят рамки между фантазией и реальностью. Как герои сказок на ночь, которые незаметно переселяются в сны и со временем становятся неотличимы от реальных воспоминаний, персонажи Клары обитают в пограничной зоне между детством и зрелостью.
Близнецы
Юная девушка растёт
«Среди прочих тем, которые я разрабатываю, важное место в моей текущей работе занимают разные изменения и трансформации, которые происходят с людьми в период взросления, — объясняет художница. — Часто мои работы о девочках, которые занимаются разными делами, или переживают разные эмоциональные состояния. Сюжеты приходят ко мне естественным образом, и я не склонна долго размышлять, почему это происходит именно так. На самом деле, мои девочки — это люди, личности, я бы даже сказала — символические фигуры, обозначающие любого человека».
Она из лесов
Женщина с замочной скважиной
В настоящее время работы Клары Кристаловой представлены на выставке «Совсем большая девочка» («Big Girl Now»), для которой художница намеренно отобрала только персонажей женского пола, в ответ на постоянные вопросы, почему она так часто изображает девочек. Все героини этого шоу очень разные: дети, девочки-подростки, взрослые женщины, молодые девушки. И всё же выставка получилась не столько о слабом поле, сколько о переходном периоде, готовности сделать шаг навстречу чему-то новому, оставив какие-то вещи в прошлом.
Дама
Женщина-птица
Скульптуры Клары Кристаловой передают то особое детское желание быть напуганным (если, конечно, потом есть кому успокоить и утешить), которое выражается в пересказывании страшных историй перед сном, ночных вылазках на кладбище или в заброшенный дом и вызывании всякой нечисти, стремление еще незадервеневшего разума и необузданной фантазии проверить реальность на прочность. Но есть в них и по-настоящему минорные ноты. «Мне сложно представить счастье без печали. Если в моей работе совсем нет темных мотивов, мне она кажется скучной. И, конечно, в детстве, наравне со светлым и весёлым, всегда присутствует мрачное и жуткое», — объясняет Клара.
Девочка с гусём
Если отрешиться от проблем взросления, скульптуры Клары Кристаловой чем-то напоминают фарфоровые статуэтки австралийской художницы Пенни Бирн (Penny Byrne), которая привносит современный остро-социальный контекст в традиционно мещанский пасторальный жанр.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Смысл работ лежит,мягко скажем, не особенно глубоко и считывается мгновенно. А статья хороша. Спасибо, Olya Luba!
Спасибо, что читаете!
Ну как же...) и читаю, и обдумываю, и у себя на ФБ помещаю. Так что Ваш труд даром не пропадает! с праздником!!!!!!!!
В работах отсутствует динамика, а без нее какой кошмар?