История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Сегодня ребенок считается радостью родителей, если он хорошо учится и планирует поступать в престижный вуз. Но буквально 100-150 лет назад излишняя книжная премудрость в большинстве крестьянских семей считалась баловством, а большую часть своего времени дети проводили за работой. Даже от простого перечисления их обычных ежедневных обязанностей у любого современного подростка может случиться нервный срыв.


Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.

Четкие возрастные критерии делили детей на три группы. Возраст измерялся семилетиями. Малышей от 0 до 7 называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Однако из-за малого возраста детей баловали редко. Народная мудрость гласила, что «Учить дитя нужно, пока оно поперек лавки лежит» - дальше поздно будет. Во вторую семилетку подросшие «отроки» или «отроковицы» надевали более взрослую одежду: мальчикам шили порты (штаны), а девочкам – длинную девичью рубаху. Третий период детства назывался «юность», и подростки уже становились полноценными помощниками родителям.

Мальчики с детства осваивали основы мастерства

Мальчики с детства осваивали основы мастерства


Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.

Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.

Дети в старину были гораздо более самостоятельными

Дети в старину были гораздо более самостоятельными


Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.

Девочка же к 10 годам считалась вполне самостоятельной хозяйкой: она могла полностью прибрать дом, приготовить обед и присмотреть за младшими. Поэтому, уезжая, родители могли положиться на ребенка, которого сегодня даже в школу одного вряд ли отпустят, если она находится не в соседнем дворе. И, кстати, девочки, больше чем мальчики, уже с ранних лет были вынуждены «зарабатывать имидж» хорошей хозяйки – ведь от этого в дальнейшем зависели ее шансы на хорошее замужество. Прозвище «непряха» было по-настоящему обидным и могло в дальнейшем сослужить девушке плохую службу.

Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.

Маленький пастух обычно справлялся не только со своими коровами, но и с соседскими

Маленький пастух обычно справлялся не только со своими коровами, но и с соседскими


Очень часто лет с 10-12 детей отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки же обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, натренировавшись на младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми. В любом случае, подросток, едва выйдя из младенчества, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в семейный бюджет. Никакие документы, разумеется, не регулировали ни их условия труда, ни возраст, однако никто не жаловался – приносить пользу семье было почетно.

И в продолжение темы рассказ о том, как давали детям имена на Руси, и какие были запрещены для простолюдинов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








29621
4.03.2020 14:38
В закладки
Версия для печати




Смотрите также