Фредерик Фриске был немцем, рожденным и выросшим в США, и американским художником, проведшим почти всю взрослую жизнь во Франции. Где бы он ни находился, полотна его были посвящены ярким садам французского юга, солнцу Флориды, куда он мечтал вернуться, и женской красоте, цветущей на любом континенте. Благодаря ему появилось и особое направление в американской живописи – декоративный импрессионизм.
Потомственный эмигрант
В конце октября.
Фридрих Карл Фризеке, больше известный как Фредерик Фриске, был потомственным эмигрантом. Дело в том, что его бабушка и дедушка в середине девятнадцатого века перебрались из Германии в США – в Мичиган. Отец художника служил в армии Союза в годы Гражданской войны в США, а затем, вернувшись в Овоссо, где жила вся семья, открыл там небольшое дело – бизнес по производству кирпича. Предприятие, конечно, не принесло ему миллионы, но позволяло держаться на плаву.
В шестилетнем возрасте Фредерик потерял мать. Вскоре после этого отец решил попытать счастья на новом месте, и четыре года вместе с детьми провел во Флориде. Яркое солнце Флориды пронизывало впоследствии полотна Фриске – даже те, что он писал во Франции. Всю жизнь он мечтал вернуться туда, где прошли дни его детства.
Солнечные ванны.
Его бабушка обожала рисовать и, хоть сама не была профессиональной художницей, всячески поддерживала внука в его художественных стремлениях – талант ему передался именно от нее. С ранних лет он предпочитал карандаш и краски футбольному мячу и, пока другие мальчики день-деньской носились по улице, увлеченно рисовал все, что попадалось ему на глаза. В 1893 году в Чикаго прошла Всемирная выставка, приуроченная к четырехсотлетию прибытия Христофора Колумба в Новый Свет. Фриске, выпускник средней школы в Овоссо, конечно, посетил ее – и утвердился в своем решении стать художником.
Самоучка с художественным образованием
Под зонтом.
Фриске называл себя самоучкой. Он лукавил – образование у него было, пусть несколько обрывочное и хаотичное. Чикаго стал для Фриске художественной колыбелью – два года он проучился в Чикагском художественном институте. Затем перебрался в Нью-Йорк, где возобновил свое художественное образование в Лиге студентов-художников, но основным его занятием была не учеба, а попытки построить карьеру карикатуриста. Ему удалось продать несколько иллюстраций в The New York Times и Puck, но дела шли не особенно хорошо. Впоследствии он утверждал, что остановился бы в своих творческих исканиях, если бы снискал успех в качестве художника карикатуры. Но не снискал – и отправился во Францию, где в то время должен был, по распространенному мнению, получить образование любой уважающий себя художник.
Девушка в голубом, собирающая цветы.
Конечно, как в биографии почти любого модерниста, всплывает легендарная Академия Жюлиана в Париже, славившаяся своими экспериментальными методами обучения и относительной творческой свободой и педагогов, и студентов. Затем он какое-то время учился под началом британского импрессиониста Джеймса Уистлера, писал этюды в голландских колониях художников (так называли объединения деятелей искусства, живущих на одной территории, например, в соседних домах небольшой деревни, что-то вроде современных художественных резиденций или творческих дач)…
Вечер. Желтая комната.
Как бы то ни было, главным «университетом» для Фриске стало наблюдение за миром вокруг и за работой художников, с которыми сводила его жизнь. Все, что Фриске знал об искусстве, он узнал не в аудитории, не в мастерской, а на открытом воздухе, во время прогулок и путешествий, в галереях и за оживленной беседой.
Живерни
Сад в июне.
Фриске манил Париж. Едва освоившись в незнакомом городе, он начал активно участвовать в выставках. Спустя шесть лет поиски творческого пути завели его в Живерни, где в то время жили и творили многие знаменитые живописцы, представители импрессионизма. Под их влиянием палитра Фриске стала ярче и пестрее, а манера накладывать мазки – свободнее. Хотя влияние импрессионизма он отрицал, признавая в числе своих косвенных «учителей» лишь Ренуара (особенно это заметно при сравнении их работ с изображением обнаженной натуры).
Девушка под большим зонтом.
В том же году - шел 1905 – он женился на своей давней возлюбленной Саре Энн О'Брайан, а попросту – Сэди. Каждое лето Фриске с супругой и дочерью проводили в Живерни, а холодное время года – в своей парижской квартире и студии. Ему принадлежала еще одна студия в Живерни, на реке Эпте, где, вдали от суеты и любопытных взглядов, он писал своих купальщиц, освещенных солнцем.
Поздний период жизни Фриске провел с семьей в Нормандии и Швейцарии.
Дом в Живерни.
Он был известен в США, однако посещал родную страну редко и ненадолго. Его работы хорошо продавались в Америке, но в то время американское искусство было проникнуто пуританством. Фриске, впрочем, это веселило – ему нравилось шокировать американскую публику картинами, на которых обнаженные красавицы принимали солнечные ванны.
Декоративный импрессионизм
Променад.
Чудесный сад, взращенный руками четы Фриске, все чаще появлялся на его полотнах. Постоянной и самой любимой натурщицей была для него супруга. Но главным героем работ художника оставался солнечный свет. Он говорил: «Это солнечный свет, цветы в солнечном свете, девушки в солнечном свете, обнаженная натура в солнечном свете, которая меня больше всего интересовала... Если бы я только мог воспроизвести это в точности так, как я это вижу, я был бы доволен». Впрочем, именно этот яркий свет осуждали критики, утверждая, что выглядит он искусственно, слишком резкий, слишком театральный.
Бассейн в саду.
Кристиан Бринтон, художник, писатель и критик, в одной из своих статей назвал Фриске «декоративным импрессионистом» за нарочито яркие цвета и это неестественное освещение. Термин прижился, и в дальнейшем насыщенные цвета и резкие вспышки света вкупе с отчетливым влиянием японского искусства и образами европеек в кимоно использовали и другие американские художники, посещавшие деревню Живерни, которым особенно близка была эта эксцентричная манера.
Под ивами.
Художник скончался в 1939 году в возрасте шестидесяти пяти лет. За свою жизнь он был удостоен множества наград в Европе и США, в том числе был награжден званием кавалера Французского Почетного легиона – большая редкость для художника-американца. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, а влияние на американское и европейское искусство неоспоримо.
Коллега Фриске по импрессионистскому цеху, Луи Вальта в своих работах тоже воспевал красоту французских садов...
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: