Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    

Курортные романы в произведениях русских писателей

Курортные романы в произведениях русских писателей

Что и говорить, сама атмосфера, царящая в курортных городах, способствует возникновению романтических отношений между отдыхающими. Но если для одних это просто легкий флирт по обоюдному согласию для развлечения, другие уезжают домой с разбитыми сердцами… Поэтому не случайно, что тема курортного романа нашла отражение во многих литературных произведениях.


Появление первых курортов в России связано с именем Петра I. Периодически выезжая для лечения минеральными водами в Европу, он издал указ изыскать целебные источники в России, и вскоре они действительно были найдены в разных местах - в Карелии, Юрмале, Сестрорецке, в Крыму, на Кавказе.

Первый российский курорт Марциальные воды (1719)

Первый российский курорт Марциальные воды (1719)


Пятигорск - первый курорт Кавказских Минеральных Вод

Пятигорск - первый курорт Кавказских Минеральных Вод


Продолжая ездить на заграничные курорты, представители среднего класса начали постепенно обживать и отечественные. Расцвет курортной жизни в России произошел в конце 19-го века, тогда же и проникло на страницы книг описание жизни отдыхающих и, конечно же, их многочисленных курортных романов.

И.С. Тургенев «Вешние воды»


Кадры из х/ф “Поездка в Висбаден” реж. Е. Герасимов. СССР - Чехословакия - Австрия, 1989

Кадры из х/ф “Поездка в Висбаден” реж. Е. Герасимов. СССР - Чехословакия - Австрия, 1989


Действие происходит в Германии 19 века. Молодой аристократ Санин из России, остановившись во Франкфурте, влюбляется в юную красавицу-итальянку Джемму. Спустя некоторое время молодые люди решают пожениться. Санин, планируя переехать в Германию, собирается продать свое имение в России и отправляется для этой цели в старинный курортный город Висбаден, где живет покупательница, жена его школьного друга Полозова.

Там он и попадает в сети этой умной и обаятельной женщины. Санин влюбляется в нее без памяти, забыв про все свои клятвы, данные Джемме, но для Марии Николаевны это было лишь очередным мимолетным увлечением, и вскоре Санин стал ей не интересен.

В результате Джемма отменила свадьбу, вышла за другого, а Санин остался один. Только потом он понял, что по своей глупости растоптал настоящее, искреннее чувство.

Санин и Мария Николаевна х/ф “Вешние воды”, реж. Ежи Сколимовский. Франция, Великобритания, Италия, 1989

Санин и Мария Николаевна х/ф “Вешние воды”, реж. Ежи Сколимовский. Франция, Великобритания, Италия, 1989


Михаил Лермонтов «Герой нашего времени. Княжна Мери»


Большим любителем непродолжительных любовных романов, заканчивающихся одинаково, был лермонтовский герой Печорин, у которого имелась даже собственная система обольщения, действующая на женщин безотказно.

Действие происходит на территории Кавказских минеральных вод, где в то время проходили лечение солдаты и офицеры действующих армий. Печорин приехал сюда после выполнения военного задания.

«...Наконец, вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод».

В атмосфере курортного городка с его целебными водами, балами, поездками в горы, пикниками ловелас Печорин умудряется закрутить одновременно два романа.

Один - с замужней женщиной Верой, страстной кокеткой, знающей толк в любви. Вера серьезно больна и приехала сюда на лечение, с ней Печорина связывают давние и довольно серьезные отношения.

Печорин и Вера. Х/ф «Княжна Мери» реж. Александр Котт 2006 г.

Печорин и Вера. Х/ф «Княжна Мери» реж. Александр Котт 2006 г.


Печорин и Вера. Х/ф «Княжна Мери» реж. Александр Котт 2006 г.

Печорин и Вера. Х/ф «Княжна Мери» реж. Александр Котт 2006 г.


"Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье. Утром, просыпаясь, сажусь у окна и навожу лорнет на ее балкон; она давно уж одета и ждет условного знака; мы встречаемся, будто нечаянно, в саду, который от наших домов спускается к колодцу. Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы. Недаром Нарзан называется богатырским ключом"

И второй – с молоденькой и наивной княжной Мери, затеянный им отчасти со скуки, отчасти, для того, чтобы насолить своему бывшему сослуживцу Грушницкому, которого Печорин недолюбливал, влюбленному в Мери.

Печорин и Мери. Х/ф «Княжна Мери» реж. Александр Котт 2006 г.

Печорин и Мери. Х/ф «Княжна Мери» реж. Александр Котт 2006 г.


"...Мне всё кажется, что едет карета, а из окна кареты выглядывает розовое личико. Уж много карет проехало по этой дороге,— а той всё нет... Наконец они приехали. Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты: у меня сердце вздрогнуло… Что же это такое? Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать"

Однако Печорин не дает развиться этому обременительному для него чувству.

"...зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?.." "...как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны..."

Своей цели он легко добился, влюбленная Мери сама признается Печорину в любви, но он, наигравшись, безжалостно отвергает ее чувство.

Веру же муж срочно увез с курорта, догадавшись о ее романе с Печориным.
Она оставляет Печорину прощальное письмо:

"...Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды..."

Но Печорин думает по-другому:

"...я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться..."

Иван Бунин «Кавказ»


Замужняя дама в порыве любовного безумия сбегает с любовником на черноморское побережье, где они снимают домик.




"...Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы...

Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой, купались и лежали на солнце до самого завтрака. После завтрака — все жаренная на шкаре рыба, белое вино, орехи и фрукты — в знойном сумраке нашей хижины под черепичной крышей тянулись через сквозные ставни горячие, веселые полосы света. Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте."


Мужу она не сообщает, где остановилась, и тот отправляется на ее поиски.

«Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день, по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».


А.П. Чехов «Дуэль»


Чиновник Иван Лаевский, сойдясь с замужней женщиной, сбегает вместе с ней из Петербурга в маленький курортный городок на Кавказе, где «пустынный берег моря, неутолимый зной и однообразие дымчатых, лиловатых гор».

Однако городок им не понравился, жить здесь скучно, и люди кажутся им неприятными. Приходит известие о кончине супруга Надежды Федоровны, теперь она свободная женщина, и нет никаких преград, чтобы обвенчаться.

Но влюбленность у Лаевского к тому времени прошла, и жить с Надеждой Федоровной он больше не хочет. К тому же у них накопилось много долгов. И Лаевский собирается уехать от никчемной и скучной жизни обратно в Петербург.

Кадр из х/ф «Плохой хороший человек« реж. Иосиф Хейфиц 1973

Кадр из х/ф «Плохой хороший человек« реж. Иосиф Хейфиц 1973


Но предстоящая дуэль заставляет Лаевского пересмотреть свою жизнь и понять, что виноват во всем он сам, а Надежда Федоровна для него единственный близкий человек, и он уже совсем не хочет ее потерять. Оставшись в живых, Лаевский меняется до неузнаваемости – он женится на Надежде Федоровне, устраивается на работу и живет спокойной и благополучной семейной жизнью.

Кадр из х/ф «Плохой хороший человек« реж. Иосиф Хейфиц 1973

Кадр из х/ф «Плохой хороший человек« реж. Иосиф Хейфиц 1973


Морские курорты


Во второй половине XIX - начале ХХ века в моду входят морские курорты с купаниями в морской воде, такие, как Крым.

«В Ялте существует не один сезон, а целых три: ситцевый, шелковый и бархатный. Ситцевый – самый продолжительный, самый неинтересный и самый тихий. Делают его обыкновенно приезжие студенты, курсистки, средней руки чиновники и, главным образом, больные. Они не ездят верхом, не пьют шампанского, не кокетничают с проводниками, селятся где-нибудь над Ялтой….
...шелковый сезон – более нарядный и богатый. Публику этого сезона составляют: купечество выше чем среднего разбора, провинциальное дворянство, чиновники покрупнее и так далее. Тут уже жизнь разматывается пошире…

Но бархатный сезон! Это золотые дни для Ялты, да, пожалуй, и для всего крымского побережья. Он продолжается не более месяца и обыкновенно совпадает с последней неделей великого поста, с пасхой и фоминой неделей. Одни приезжают для того, чтобы избавиться от печальной необходимости делать визиты; другие – в качестве молодоженов, совершающих свадебную поездку; а третьи – их большинство – потому, что это модно, что в это время собирается в Ялте все знатное и богатое, что можно блеснуть туалетами и красотой, завязать выгодные знакомства»

А. Куприн «Винная бочка»

Окрестности Ялты ночью. 1866 Холст, масло. Художник Айвазовский

Окрестности Ялты ночью. 1866 Холст, масло. Художник Айвазовский


Атмосферу курортного городка Евпатория накануне Первой мировой войны описывает в своей трилогии «Хождение по мукам» Алексей Толстой.

«По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы с катарами и бронхитами и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью… почтенные и семейные люди, живущие, как и всё тогда жило в России, расхлябанно, точно с перебитой поясницей. В середине лета от соленой воды, жара и загара у всех этих людей пропадало ощущение стыда, городские платья начинали казаться пошлостью, и на прибрежном песке появлялись женщины, кое-как прикрытые татарскими полотенцами, и мужчины, похожие
на изображения на этрусских вазах.

...В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. <…> По всему побережью не было ни одной благополучной дачи. Неожиданно разрывались прочные связи. И казалось, самый воздух был полон любовного шепота, нежного смеха и неописуемой чепухи, которая говорилась на этой горячей земле, усеянной обломками древних городов и костями вымерших народов".


Зачастую мужья отправляли своих жен и детей на отдых к морю, случалось даже, на несколько месяцев. И дамы проводили здесь день за днем в одиночестве и скуке. Неплохим лекарством от этого были знакомства с приезжими мужчинами, совместные вечерние прогулки по набережной, поездки в горы, пикники и чаепития.

Весьма популярными у приезжих были конные прогулки с проводниками, молодыми красавцами-татарами.




"Мне казалось - я повисла в воздухе и вот вот полечу...такая красота ,такая легкость! Я говорю проводнику с восторгом : "Что? Хороше, Сеид-оглы?" А он только языком почмокал:"Эх,барина,как мине все это надоело. Каждый день видим..."
И.Куприн "Гранатовый браслет"

Дамы, которые были готовы к приключениям, с удовольствием знакомились с ними и вместе проводили время. Газеты, выходящие в те годы, пестрели сообщениями о недостойном поведении дам в Крыму.




Александр Куприн «В Крыму (Меджид)»


В этом рассказе Александр Куприн описал биржу в Ялте, на которой приезжие дамы выбирали проводников.




«Это была настоящая живая выставка мужской красоты и молодости: прекрасные фигуры, матовая смуглость кожи, безукоризненно правильные очертания бровей, носов и губ, холеные черные усы и вьющиеся из-под сбитых набок шапок черные иссиня волосы, чудесные зубы, миндалевидные, темные, горячие южные глаза и гордые прямые шеи…

Каждый день, проходя по набережной, толстые, пестро одетые московские купчихи-кутилки и наглые петербургские кокотки в рыжих искусственных локонах, со щеками, свинцовыми от пудры, разглядывали проводников сквозь лорнеты на длинных ручках, не торопясь, деловито и бесстыдно, как разглядывают опытные обжоры вкусный товар, разложенный за стеклом гастрономического магазина.

И молодые красавцы настойчиво выдерживали их взгляд, выпрямляя спины, делая внезапно серьезные, неподвижные глаза, мутные и обессмысленные, точно от страстного желания».


А.П. Чехов "Длинный язык"


Приезжали в Крым также больные чахоткой, для которых очень полезен был местный климат. По этой причине здесь, в Ялте, поселился Антон Павлович Чехов.
Будучи очень наблюдательным, он запечатлел жизнь отдыхающих во многих своих произведениях.

В юмористическом рассказе "Длинный язык" Наталья Михайловна на отдыхе в Ялте закрутила два романа с симпатичными татарами-проводниками. И все бы кончилось хорошо, не вздумай благоразумная Наталья Михайловна, рассуждая о падении нравов, очень живо, во всей красе описывать мужу похождения дамочек на курорте.

"– Пожалуйста, без этих глупых улыбок! Я тебе не Юлия какая-нибудь… Я ее и не оправдываю, но я… пссс! Я хоть и не корчу из себя святой, но еще не настолько забылась. У меня Сулейман не выходил из границ… Не-ет! Маметкул, бывало, у Юлии всё время сидит, а у меня как только бьет одиннадцать часов, сейчас: «Сулейман, марш! Уходите!» И мой глупый татарка уходит. Он у меня, папочка, в ежовых был… Как только разворчится насчет денег или чего-нибудь, я сейчас: «Ка-ак? Что-о? Что-о-о?» Так у него вся душа в пятки… Ха-ха-ха… Глаза, понимаешь, Васичка, черные-пречерные, как у-уголь, морденка татарская, глупая такая, смешная… Я его вот как держала! Вот!
– Воображаю… – промычал супруг, катая шарики из хлеба."


А.П. Чехов «Дама с собачкой»


Одним из ключевых произведений на тему курортного адюльтера является «Дама с собачкой» Чехова. В этом произведении Чехов описал классический курортный адюльтер.

«По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

«И часто на сквере в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно. Совершенная праздность, эти поцелуи среди белого дня, с оглядкой и страхом, как бы кто не увидел, жара, запах моря и постоянное мелькание перед глазами праздных, нарядных, сытых людей точно переродили его».




Спонтанный, ни к чему не обязывающий курортный ялтинский флирт привел чеховских героев к всепоглощающей пронзительной любви.

Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие".

Но случилось иначе. Их курортный роман перерос в настоящую большую любовь, которую, как оказалось, они оба до этого и не знали. Они поняли, что не могут жить друг без друга. И что так случается лишь раз в жизни.
Этот роман превратил циничного обольстителя и опытного сердцееда в страдающего философа, а спокойная, добродетельная дама обнаружила в себе невиданную страсть.
У обоих рушится налаженная семейная жизнь, но самое сложное у них еще впереди…



Иван Бунин «Солнечный удар»


Совершенно иной подход к теме курортного адюльтера у Бунина в этом удивительно тонком рассказе. Сюжет его на первый взгляд довольно обычный - поручик и молодая женщина во время путешествия на корабле проводят вместе ночь.




«И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке...».

На следующий день женщина сходит с корабля, не сообщив даже своего имени, а, поручик, проводив ее до пристани, возвращается к себе в номер. И здесь происходит неожиданное – «еще стояла на столе недопитая чашка кофе, еще оставалась неубранной постель, а ее уже не было». Вспоминая прошедшую ночь, он не может заглушить в себе трогательное чувство нежности.

Смятение и растерянность, внезапно нахлынувшая «лихорадка», которую невозможно заглушить, лишает его разума. Поручик спешит на почту, чтобы отправить этой женщине телеграмму, но тут понимает, что не знает даже ее имени. Опустошенный, осознав, что больше они никогда не увидятся, он снова возвращается в свой номер, чувствуя себя постаревшим на несколько лет.

На самом деле, часто люди не могут распознать настоящую любовь в самом начале и принять этот щедрый подарок судьбы, а потом оказывается слишком поздно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








22249
4.09.2017 14:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также