Как живут в России последние язычники Европы, и Каким богам молятся марийцы

На территории Российской Федерации проживают около 200 национальностей и этнических групп, среди которых есть и марийцы – древний финно-угорский народ, населяющий Среднее Поволжье. История народа мари, который называют последними язычниками Европы, тесно переплетена с историей этой земли на протяжении тысячелетий. Впрочем, ранее их историческая родина простиралась куда значительно шире. Кто же такие марийцы, каким богам они поклоняются, и чем их культура отличается от традиционной?
Самобытный народ мари
Современная Республика Марий Эл является лишь частью исторической родины марийцев. Археологические данные свидетельствуют о присутствии предков марийцев в этом регионе задолго до предполагаемой миграции 1500 лет назад, указывая на более глубокую и сложную историю этногенеза. К слову, часть этого народа также проживает на севере Республики Башкортостан, а также по областям и республикам Поволжья и Урала.
Разделение марийцев на 4 этнические группы, среди которых можно выделить 2 основные – горные и луговые, обусловлено географическими особенностями региона. Волга, как великая водная артерия, не только разделила их территориально, но и внесла свой вклад в формирование различий в культуре, диалектах и традиционном быте.

Марийцы – древний финно-угорский народ, населяющий Среднее Поволжье.
Луговые марийцы, жившие на плодородных равнинах, занимались преимущественно земледелием, тогда как горные марийцы, обитавшие в лесистых холмах, более активно использовали охоту, рыболовство и бортничество. Эти отличия отражались и в их традиционной одежде, орнаментах и обрядах. Особенности домов, строительных материалов и планировки жилищ также зависели от ландшафта.
Монголо-татарское нашествие XIII века глубоко повлияло на жизнь марийцев. Включение их земель в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства, привело к установлению новых политических и экономических отношений. Марийцы, обладая сильной племенной структурой и воинственным характером, неоднократно оказывали сопротивление захватчикам.
Их участие в различных междоусобных конфликтах также оставило свой след на социальной и политической структуре народа. Набеги соседних племен, в том числе чувашей и татар, тоже сыграли значительную роль в истории марийского народа, формируя определенные модели взаимоотношений с соседями.
Поклонение божествам и духам
Присоединение марийских земель к Российскому государству в XVI веке ознаменовалось периодом интенсивной русификации и христианизации. Введение крепостного права, высоких налогов и военной повинности нанесли удар по традиционному укладу жизни марийцев.
Насильственное обращение в христианство привело к серии бунтов и восстаний, известных как Черемисские войны (1552-1585 годы). Эти длительные и кровопролитные конфликты оставили глубокий след в памяти народа. В результате часть марийцев мигрировала на восток, в Башкортостан, Татарстан и Пермский край, формируя восточные марийские группы.
Контактируя с другими этносами, они частично ассимилировались, приняли православие, ислам или другие религиозные верования, но сохранили основу своей культурной идентичности. Однако, несмотря на многовековое давление со стороны господствующих культур и религий, язычество у них не исчезло полностью. Традиционные верования марийцев, характеризующиеся пантеизмом и анимизмом, дожили до наших дней. Марийцы поклоняются духам природы, предков, имеют различные обряды, связанные с земледелием, охотой, рождением и смертью.
Жертвоприношение марийцев.
Верховным богом-творцом у марийцев является Ош Поро Кугу Юмо. Но он лишь один из около 40 божеств, олицетворяющих природные явления, животных, предков и духов. Стоит отметить, что у марийцев нет традиционных церквей. Они проводят богослужение в священных рощах, которые называют кусото. До наших дней на территории Республики Марий Эл сохранилось более 300 кусото.
Марийцы и по сей день верят, что во время молитв в священных деревьях, онапу, пребывают боги. Священные леса для народа являются неприкосновенными, поэтому здесь никогда не обламывают ветви, не собирают грибы и не мусорят. К слову, лес и место для молитв выбирает жрец, которого марийцы называют картом. Его считают неким посредником между людьми и богами.
Чтобы боги услышали молитвы, марийцы преподносят им дары: пресный хлеб, вареного гуся и традиционные блины, которые называют коман-мелна. После молитв марийцы устраивают совместную трапезу. Стоит отметить, что всю оставшуюся еду марийцы либо забирают домой, либо сжигают.
Обряды и ритуалы
Марийская культура хранит в себе множество древних традиций, ритуалов и обычаев, передающихся из поколения в поколение. Одним из самых ярких примеров является ритуал «Сурем ужо» – изгнание злых духов из деревни, проводимый в ночь на 6 мая. Этот обряд не просто символическое действо, а важная часть марийского календаря, призванная обеспечить благополучие и хороший урожай в пастбищный период.
«Сурем ужо» проводят ежегодно в ночь на 6 мая.
Подготовка к «Сурем ужо» начинается заблаговременно. Женщины готовят традиционные угощения: яйца, хлеб, картофель, иногда добавляя и другие продукты, символизирующие плодородие земли и отражающие важнейшие составляющие сельского хозяйства марийцев.
Мужчины заботятся о костре, который станет центральным элементом ритуала. В сумерках жители деревни собираются на окраине, у заранее приготовленного места. Атмосфера наполняется ожиданием и тревогой, ведь вера в злых духов у марийцев очень сильна. Сам обряд начинается с прыжков через костер – символического очищения от негативной энергии. Пламя костра очищает не только физически, но и духовно, символизируя обновление и возрождение природы. После этого начинается процессия, проходящая по всей деревне.
Участники ритуала, издавая шум, крики и звон колокольчиков, проходят от дома к дому. Этот шум призван отпугнуть злых духов и очистить жилища от негатива. Звуки колокольчиков считаются особенно эффективными для отпугивания злых сил, их мелодичный звон пронизывает пространство, создавая защитное поле. Жители встречают участников процессии и угощают их подготовленными заранее продуктами. Это не просто угощение, а знак благодарности и участия в общем деле.
Завершается процессия на противоположной окраине деревни, где разводится еще один костер. Готовится еда, часть которой закапывается в землю как жертвенное подношение, а остальное съедается участниками ритуала. Этот символический акт укрепляет связь между людьми и землей, обеспечивая благополучие на весь год. Обряд длится до рассвета, заканчиваясь общим чувством единства и надежды на благоприятный год.
Богата и танцевальная культура марийцев. Известный танец «Кандыра», или «Веревочка», является ярким примером этого богатства. Характерная особенность танца – его коллективный характер. Хотя традиционно в нем участвуют 2 парня и девушка, часто к ним присоединяются другие, образуя длинную цепочку танцоров, которая может растянуться на сотни метров, а иногда даже на километр. Это впечатляющее зрелище, символизирующее единство и сплоченность общины.

Для марийцев танец «Кандыра» – своеобразная молитва, позволяющая очистить тело и душу.
Важнейшим элементом танца является «дробушка», или «тывырдык» – быстрое, ритмичное движение ногами на одном месте, требующее ловкости и выносливости. Ритм танца задают барабаны и шувыр – своеобразная разновидность волынки, создающая неповторимую мелодию. Марийцы верят, что «Кандыра» – это не просто развлечение, а своеобразная молитва, позволяющая очистить тело и душу от негативной энергии.
Марийский национальный костюм также является ярким свидетельством богатой культуры народа. Традиционно для пошива одежды используется пестрядь – ткань из разноцветных нитей, полученных из конопляного холста или шерсти домашнего прядения. Это кропотливый процесс, требующий значительных временных затрат. Особенность марийской вышивки состоит в том, что узор наносится с изнанки, что создает с лицевой стороны эффект рельефности и глубины.
В орнаменте используются древние символы: птицы, лошади, солярные знаки, бараньи рога – все они несут глубокий сакральный смысл, связанный с верованиями и представлениями марийцев о мире. Каждый элемент вышивки, каждая деталь костюма несет в себе частичку истории и традиций народа. Разнообразие цветов и узоров отражает богатую фантазию марийских мастериц, передающих свои знания и умения из поколения в поколение.

Яга - не просто украшение, а способ отпугнуть нечистую силу.
Женские костюмы дополняют нагрудными украшениями яга из бисера и серебряных монет, так как верят, что звон серебра отпугивает нечистую силу. Современные ученые активно изучают и документируют культуру марийцев, чтобы сохранить их для будущих поколений. Республика Марий Эл проводит различные мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию марийского языка, традиций и культуры. А в следующем материале узнайте, Что ели наши предки на Руси: Что такое шаньги, кёж, посекунчики и не только.


