+1 0
0
-1 0

Из-за чего хотели расстрелять талантливую дочь художника Крамского с картины «Неизвестная»



Имя автора таинственной картины «Неизвестная» знакомо всем, чего не скажешь о его любимой дочери Софье Крамской. Сильна версия о том, что в работе над портретом художнику позировала именно она. Пойдя по отцовским стопам, Софья посвятила себя изобразительному искусству. Отец всячески развивал художественные навыки единственной дочки и с радостью взял на себя роль ее первого учителя. Вот только несмотря на талант и успехи, судьба Крамской, увы, сложилась трагически.


Отец и наставник будущей художницы



Родители Софьи.

Родители Софьи.


Все окружение Ивана Крамского противилось его выбору. Невзирая ни на какие уговоры он твердо решил жениться на 19-летней Софье Прохоровой, которая на тот момент состояла в гражданском браке с товарищем художника Андреем Поповым. Брак выдался вполне счастливым, супруги привели на свет шестеро детей. Из пятерых мальчиков до взрослого возраста дожили двое, а единственная дочь, названная в честь матери, стала отрадой известного отца. Софья Крамская родилась предположительно в 1866-м (другие источники настаивают на 1867 году). Закончила обычную женскую гимназию, но благодаря царившей в родном доме творческой атмосфере с малых лет демонстрировала интерес к живописи. Отец с готовностью развивал художественные навыки Сони и сделался ее первым терпеливым учителем.

Девочка росла задумчивой, неулыбчивой, часто виделась окружающим печальной. Любящий родитель Иван Николаевич любовался именно этой чертой своего дитя и очень часто писал её портреты. Еще в детстве близкими подругами Софьи стали дочери известного мецената Павла Третьякова - Вера и Саша. Вера вспоминала Софью такой:

«Некрасивая, но с умным, энергичным лицом, необычайно талантливая к живописи… В 16… похорошела, волосы отросли. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие… привлекали к ней много поклонников.»

Крамской. Портрет дочери.

Крамской. Портрет дочери.


В 15 лет Софью обручили с молодым врачом Сергеем Боткиным. По этому случаю Крамской написал портреты влюблённых. Но вышло так, что Боткин вскоре влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и решил жениться на ней. Когда помолвка была расстроена, портрет С.С. Боткина ушел в дом его родителей, а Сонин остался висеть в мастерской Ивана Николаевича. Юная Софья с разбитым сердцем находила утешение лишь в живописи. Удивительно, но несмотря на сложный разрыв, Софья нашла в себе силы сохранить теплые отношения с Александрой Третьяковой.

Полностью погрузившись в творчество, Софья 2 года брала уроки живописи у своего отца, а на заре 1890-х он устроил ее в частную живописную школу Парижа, где ее опекал приятель Крамского скульптор Антокольский. В те годы Софья успешно поучаствовала в ряде выставок на Родине, ее работы пользовались популярностью и заграницей. Она попробовала себя в разных видах и жанрах. Писала портреты по фотографиям, любила сюжеты мелодраматического свойства, натюрморты. На рубеже веков Софья Ивановна Крамская получила признание как портретистка представителей светской знати. Писала художница и императорскую семью. К сожалению, до нас дошли единицы работ Софьи Юнкер-Крамской. Большинство утрачены с течением времени, часть уничтожили по воле новой власти.

Недолгое счастье



Крамской, пишущий портрет дочки.

Крамской, пишущий портрет дочки.


В 1901-м София Ивановна стала женой юриста Георгия Юнкера. Он работал присяжным поверенным в Петербургском Совете и многие годы занимался большим исследованием истории декабристов, которое так и не издали. Через 15 лет в разгар Первой Мировой, Софья останется вдовой. С 1910-х Юнкер-Крамская увлекалась миниатюрой. В качестве иллюстратора участвовала в посвященном 100-летию Пушкина юбилейном издании. Когда Иван Николаевич заболел, то стал тревожиться за дальнейшую судьбу любимицы. «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Эти слова станут пророчеством. Жизнь его дочери действительно переросла в трагедию из-за роковых поворотов в судьбе страны. Крамской скончался, когда Софье только исполнилось 20. Эта утрата стала очередным тяжелейшим ударом, но не последним.

Арест за доброе сердце



Юнкер-Крамская. Портрет отца.

Юнкер-Крамская. Портрет отца.


25 декабря 1930 года Юнкер-Крамскую арестовали по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось создание группировки из бывшей знати. Свидетели, проходившие по делу, называли ее «человеком очень религиозным», стремящимся помогать всем, кому можно. Софья действительно устраивала на работу экс-дворян, смолянок и даже бывших офицеров царской армии. Несмотря на ситуацию, она не могла оставить в беде друзей и знакомых, оставшихся без средств к существованию. Первоначально ей грозил расстрел, но к весне высшую меру заменили на ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года.

Каталог музейного собрания Общества «Мемориал» сохранил акварельный портрет Ицыной с характерной подписью автора. По словам владелицы портрета, дочки модели, он написан в Красноярске в 1930–40-е художницей Юнкер, также отбывавшей там ссылку. 15 октября 1931-го Юнкер-Крамская написала письмо из красноярской больницы, адресованное Екатерине Павловне Пешковой, помогавшей политзаключенным. София Ивановна жаловалась на тяжелое течение болезни, две операции, перенесенные во время ссылки. При этом не прекращала работать: в Иркутске – иллюстратором учебников и колхозных журналов, в Канске – фотографом и ретушером в местной печати. Когда ее разбил очередной удар, отнялась часть тела. Крамская попросила о смягчении участи: если и не вернуться домой, то хотя бы иметь возможность работать в более-менее пригодных условиях.

«Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого – и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) – переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество».

Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Разговор двух дам.

Софьи Ивановна Юнкер-Крамская. Разговор двух дам.


Разбитая параличом, она продолжала писать портреты, рисовать плакаты, афиши, вывески, занималась раскраской фотографий. Вернуться в Ленинград удалось 25 марта 1932 года. В благодарственном письме на имя Пешковой София Ивановна пообещала работать и дальше, пока позволят силы. Но в следующем году художница умерла. Реабилитирована посмертно 28 сентября 1989 года.

Софья часто позировала отцу. Как портрет Софьи Крамской превратил ее жизнь в ад, а полотно с «девочкой в маковом венке» дало ребенку шанс на светлое будущее.
0
991 просмотров
В закладки
Версия для печати
Шекспир, деньги, дом, ремонт