Доставка заключенного на место пребывания наказания, а проще говоря этапирование, всегда было непростой задачей как для государства, так и для самих арестантов. Это было дополнительным испытанием для тех, кому впереди предстояло провести несколько лет в заключении, поскольку об их комфорте мало кто беспокоился, скорее даже наоборот. Этапирование как отдельное явление прочно вошло не только в тюремный фольклор, но и знакомо обычным людям. Как менялся принцип доставки заключённых до места пребывания наказания и правда ли что это было тяжелее, чем само заключение?
Освоение Сибири России во многом произошло благодаря ссыльным и каторжанам, которые тяжело работали в неблагоприятных погодных условиях. Удалось подсчитать, что за 20 лет 18 столетия в ссылку в сибирские районы было отправлено более 50 тысяч человек! До 19 века по этапу отправлялось не более двух тысяч человек в год. Вхождение Сибири в состав государства в 16 веке открыло не только бескрайние возможности для пушного бизнеса, но и для так называемой естественной тюрьмы. Экстремальные условия для заключенных предоставляла сама природа. Неудивительно, что ссыльные отправились в этом направлении сразу после первопроходцев.
Первые ссыльные отправились за Урал в конце 16 века. Это было 50 жителей Углича, которых обвинили в убийстве царевича Дмитрия. В последующие 50 лет в том же направлении было сослано полторы тысячи человек. Для уровня тех лет это крайне высокий показатель.
В начале 18 века в Сибири проживало 25 тысяч человек, сосланных туда за преступления. Ссылка в те времена не имела срока давности, с нее попросту не возвращались. И это происходило не из-за жестокости или желания тяжело наказать, дорога за Урал была слишком сложной и даже невыполнимой задачей для того чтобы ее повторять. Приехать с Сибири обратно могли только дворяне, чиновники, да и многим из них это было не по карману. Осваивать ссыльными Забайкалье начали к концу 17 века.
Что такое этапирование и как оно было организовано в царской России
Каторжники 19 века.
В 17-19 веке отправка ссыльных за Урал или, как принято, было говорить «за Уральский камень», проводилась эпизодически. То есть отправка в ссылку производилась после того как набиралось достаточное количество заключенных. Сопровождать их должны были стрельцы Сибирского приказа. Само по себе мероприятие было рискованным и далеко не все заключённые добирались до места назначения.
Большое количество людей должны были пройти тысячи километров, преодолеть несколько климатических зон, на это могли уйти месяцы, а то и годы. С другой стороны, не стоит забывать, что речь идет об арестантах, а значит, за ними постоянно нужно было наблюдать. Это требовало большой организованности как от надсмотрщиков, так и принимающей стороны – властей территорий, через которые проходили каторжники.
Отвечать за беглецов должны были сопровождающие, причем за это надсмотрщиков самих могли сослать по тому же маршруту. Впрочем, бежать, будучи закованным в кандалы и прототип наручников все равно было непростой задачей. Тех, кто представлял социальную опасность, привязывали еще и за шею. В конце 18 века каторжанам в знак наказания и в виде опознавательного знака ставили клеймо и вырывали ноздри.
Кандалы и другие способы усложнения побега облегчали работу конвоиров.
Петр Первый решил отправлять арестантов на строительство каналов и в качестве гребцов на балтийский флот. Но и первая сибирская тюрьма для этапируемых была построена именно в это время. То есть эта тюрьма была неким пунктом, где конвоируемые содержались до того момента как за ними не придут конвоиры с других городов.
Заключенных не кормили. И во время эта никакой провизии им не полагалось. Они могли взять еду с собой, могли просить милостыню. Проще говоря, это целиком и полностью было их проблемой. Несмотря на то, что каторжанам все же подавали милостыню, это вовсе не было выходом из ситуации, поскольку большая часть пути проходила по безлюдным местам. Не по центральным городским улицам же было везти каторжан в кандалах и цепях. Немудрено, что многие погибали еще во время этапирования, так и не добравшись до места назначения.
Маршруты этапирования
Ссыльных приковывали специальными цепями к тележкам.
Уже к 18 веку были определены основные маршруты этапирования. Тех, кого готовили для отправки в Сибирь, привозили в Самару или Калугу, там они дожидались лета и уже затем отправлялись до места назначения. Сначала их путь пролегал по рекам Ока и Волга Казани, оттуда по реке Кама до Перми. Дальнейший путь пролегал пешком, пройти нужно было до Верхотурского острога, а оттуда по речушкам до Тобольска, а затем до Иркутска и Нерчинска.
Если до этого момента все сводилось к ухудшению положения ссыльных, то в 1754 году произошел первый шаг к относительному улучшению их положения. Елизавета приказала не вырезать женщинам ноздри не клеймить их. Причем аргументировала она это тем, что эта практика применялась для того чтобы пленники не бежали, а женщины в таких регионах бежать и не может, потому и смысла в данном предприятии нет.
В разные периоды предпринимались попытки систематизировать этапы по доставке заключенных, но на создание работающей схемы понадобился почти целый век. Михаил Сперанский стал автором системы этапов, которые принято считать «классическими». Реформы стали проводить из-за того чтобы сопровождать по этапам преступников было некому. Работа эта была крайне тяжелой и опасной, потому желающих браться за нее было, мягко говоря, не много.
Поначалу кандалы были для всех без исключения.
Поначалу эту обязанность пытались переложить на коренных жителей Урала – башкир. Однако через три года конвоированием стало заниматься казачество. И только после Первой мировой войны, когда солдаты смогли приступить к внутригосударственным задачам, было создано командование по этапам, тогда же отменили указ о нанесение телесных повреждений ссыльным.
Сперанский на тот момент являлся губернатором Сибири, тогда же он разработал «Устав о ссыльных», это первый в истории страны документ, который поделил на этапы огромные территории с Москвы и до Сибири. Тогда же был введен термин «этап». Слово это заимствовано с французского и обозначает «шаг». Устав определял работу государственных органов, кроме того, начал работу Тобольский приказ – госорган, отвечающий за этапирование. У приказа были филиалы на всех этапах следования.
Стали активно строиться тюрьмы на всем пути следования, там заключенные и их конвоиры должны были останавливаться. Причем строились они на таком расстоянии, чтобы конвоируемые могли пройти за один день. Как правило, 15-30 км.
19 век и изменения в системе этапирования
В 19 веке каторжникам перестали отрывать ноздри.
Арестантов собирали в Тобольском приказе и там они ожидали следующего этапа, но бюрократическая система была куда менее совершенна, потому ждать им приходилось по несколько месяцев. Из-за этого остроги бывали переполнены, а нахождение в них было крайне сложным.
Именно в ту пору в словарный обиход вошло выражение «места не столь отдаленные». Если Сибирь была местом отдаленным, то остроги, в которых томились арестанты, находились в не столь отдаленных местах.
Вплоть до начала 19 века никак не систематизировалось способ заковывания в кандалы. Конвоируемые часто на свое усмотрение и для собственного удобства, скрепляли всех арестованных одной цепью, иногда это было несколько десятков человек. Причем разного пола. Порой в таком прикованном состоянии к друг другу мужчины и женщины проводили по нескольку недель. Позже кандалы на ноги стали надевать только мужчинам, а женщинам только на руки. Причем нужно было использовать те, которые обшиты кожей и стирают руки и ноги в кровь. Однако в тот же период стали использовать особый прут, на концах которых были скреплены наручники, то есть конвоир вел на таком пруте всех каторжников.
Погода региона считалась лучшим наказанием.
После того как перестали вырывать ноздри и клеймить, арестантам стали сбривать половину головы, причем делалось это ежемесячно, чтобы опознавательный признак не зарастал. Но даже эти странности были ничем, по сравнению с теми нормами, которые действовали ранее. Ведь теперь их кормили и в острогах разделяли по камерам по половому признаку, что сократило количество изнасилований.
Впрочем, не стоит забывать, что дело происходило в России и, несмотря на выделенные суммы, строительство острогов, возложенное на местные власти, шло из рук вон плохо. Нередко в них не было печей, либо они быстро разрушались из-за плохой укладки, крыша протекала, из-за того что при ее строительстве использовался непросушенный лес, стропила гнулись.
Впрочем, то обстоятельство, что дело происходило в России приводило еще и к тому, что коррупция процветала на всех этапах следования. За деньги можно было договориться о том, что не пристегивали к пруту. Деньги у конвоируемых водились редко, потому их можно было вычесть из тех, что полагались на его пропитание. Если же заключенный был при деньгах, то для него могли найти и выпивку, и разрешить играть в карты и ночевать в женской камере. Впрочем, в тюрьмах поменьше женщин часто устраивали в одной комнате с солдатами.
Время либеральных перемен
Арестантский поезд.
Александр Второй, помимо всего прочего, реформировал и эту сферу. Запретил телесные наказания, не говоря уже о выдирании ноздрей и бритье головы, стали ввозить возможность перевозки арестантов на повозках. Этапировать стали и зимой, поскольку санный путь позволял перевозить довольно большое количество людей с минимальными затратами. Во время весеннего и осеннего бездорожья перевозки останавливались на половину месяца. Обычно несколько повозок, которые следовали одна за другой называли «арестантским поездом».
Заключенных приковывали за ногу к повозке. Цепь была довольно короткая – около 70 см. Если кто-то буянил или изначально был социально опасным, то пристегнуть могли и за руки. С начала и до конца арестантов сопровождал один офицер (у него и были ключи от цепей), а солдаты менялись на каждом этапе.
С очередного этапа поезд выходил ранним утром и ехал весь день, каждые два часа повозки останавливались на перерыв. На одного человека в день выделялось по 10 коп в день. Это если арестант был крестьянином, для представителей высших сословий было положено в полтора раза больше. Эта сумма тратилась на полкило хлеба четверть килограмма мяса или рыбы. Таким образом, чтобы довезти одного арестанта с Нижнего Новгорода до Тюмени нужно было потратить 18 рублей.
Транссибирская магистраль.
После того как появилось железнодорожное сообщение, арестантский поезд стал поездом фактически. Поезд для перевозки заключенных стал использоваться достаточно быстро, едва ли не сразу же после массового развития железнодорожного сообщения. Арестанты ехал в специальных поездах с восемью вагонами, в каждом из них находилось по 60 человек. Перевалочным пунктом стал Нижний Новгород, а надобность в мелких этапах и полуэтапах практически полностью отпала.
Нижний Новгород во времена правления Александра Третьего стал практически криминальной столицей страны. Сюда (и в Москву) привозили преступников с остальных губерний, в Нижнем уже было девять тюрем, где этапированные ждали своего поезда. Те, кто занимался конвоированием, зарабатывали вполне прилично. Командование получало порядка 20 рублей жалования.
Пешее этапирование было отменено уже при Николае Втором, это следовало делать только по железной дороге. Тобольский приказ был ликвидирован за ненадобностью. зато появилось главное тюремное управление.
Каторжники на заготовке щебня.
В начале 20 века появилась своя железнодорожная система этапирования заключенных. Был разработан новый тип вагона, один был рассчитан на 72 места, другой на 48. В народе его прозвали «столыпинский». Вагон делился на место для заключенных и конвоиров. В вагоне было место для приготовления пищи и чая. Территорию конвоиров и заключенных разделяла стена с небольшим окошком с решеткой, сами конвоируемые сидели на скамейках, которые были привинчены к полу, в вагоне было несколько небольших зарешёченных окошек, и то почти у самого потолка. Иного освещения не было.
Во время революции солдаты -конвоиры вовсе не отличались преданностью властям, скорее наоборот. Примечательно, что начальник этой службы генерал Николай Лукьянов остался на этой должности и после революции.
Страна советов и репрессии
Многие испытания на этапировании в СССР создавались намеренно.
Коллективизация 30-х годов, раскулачивание, «очистки» границ и другие «мероприятия» в масштабах страны не давали пустовать столыпинским вагонам, чисто этапируемых только возрастало. В систему включились комендатуры, их создавали десятками. Число лагерей при стране Советов многократно возросло, этапирование если и происходило, то не так масштабно как раньше, зато уровень комфорта, по сравнению со временами Николая Второго, снизился. Огромные лагерные комплексы создавались по всей стране, в некоторых из них содержалось до миллиона человек, число заключенных зачастую превышало количество местного населения, диаметрально меняя жизненный уклад всего населенного пункта.
Вагонзак Столыпина.
СССР был поделен на 8 зон территориальных управлений тюремной системы, в каждой из них было свое централизованное управление, тюрьмы, этапы и пункты временного содержания. На сегодня известно, что по стране было более двух тысяч объектов, относящихся к системе ГУЛАГа.
Теперь арестантов перевозили в вагонах с нарами, в них часто нарушались все допустимые нормы перевозки, людей просто везли как скот. Окна в вагоне были, но где-то под потолком чаще всего забитые железом или закрытые густой решеткой. В вагоне не было освещения, воды, а канализацией служило небольшое отверстие в полу.
Теперь арестантские поезда формировались не из восьми вагонов. Их число доходило до двух десятков и многие ездили не по графику, а сверхнормы. Конечно, миллионную армию заключенных еще нужно было доставить по местам. А что их ожидало на местах уже совсем другая история и совсем иные испытания.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Абсолютно безграмотная статья. Вся. А фраза "И только после Первой мировой войны, когда солдаты смогли приступить к внутригосударственным задачам" просто ШЕДЕВР. Особенно, если учесть, что речь идет о начале 19 века!