... Короли и королевы степа в Америке и в России
Степ – невероятно зрелищный и яркий танец, ритмический рисунок которого создается ударами стопы. Танцоры степа удивляют и поражают зрителей красотой и скоростью движения ног. Появившийся на рубеже 19-20 веков джаз дал грандиозный толчок и развитию степа. Эта необычная музыка, одной из главных составляющих которой является ритм, необычайно подходила для степа, она была будто создана для него. Кто же они - эти виртуозы, короли и королевы степа?
«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, Вам никогда не понять, что такое джаз» (Луи Армстронг). Степ тогда так и называли - "джазовый".
Первым танцором этого направления, изумлявшим публику своим необыкновенным искусством двигаться по сцене, был Билл Робинсон.
Билл Робертсон
«Золотым» временем степа стали 30-40 годы двадцатого века. Благодаря голливудским мюзиклам, в которые стали включать степ, его популярность выросла необычайно. Но при этом сам танец стал меняться. Исполнителями джазового степа в основном были афроамериканцы, в американском же кино киногерои предпочтительно должны были быть белыми. Это привело к возникновению нового стиля исполнения степа, и большая заслуга в этом принадлежит американцу Фреду Астеру.
Имея за плечами балетную школу, он и в исполнение степа привнес элементы балета и бальных танцев, а также актерский образ. И в своих танцах демонстрировал не только отточенную технику, но и великолепную актерскую работу.
Всегда внутренне собранный на сцене, внешне он выглядел необыкновенно раскованным и пластичным. «Я всегда стремлюсь придать моему танцу эффект свободно парящей птицы...». А его сценический образ элегантного мужчины, дополненный цилиндром и тростью, стал настоящим эталоном стиля.
Джинджер Роджерс и Фред Астер
Астер заслуженно носил звание лучшего танцовщика 20-го века, с этим были согласны даже такие именитые балетные танцоры, как Рудольф Нуриев и Михаил Барышников.
Что же касается афроамериканских танцоров степа, то они, если и появлялись в голливудских фильмах, то танцы в их исполнении представляли собой лишь отдельные «вставные» номера. В качестве примера можно привести песню-танец «Чаттануга Чу-чу» из фильма «Серенада Солнечной Долины» в исполнении необычайно яркого дуэта – братьев Николас.
После выхода этого фильма на экраны степ начал свое триумфальное шествие по миру.
Еще один умопомрачительный танец степ-дуэта с мелькающими как молнии ногами братьев Николас в фильме «Ветреная погода»:
Танцоры с мелькающими как молнии ногами - это братья Николас. Про этот танец Фред Астер однажды сказал, что это величайший танец, когда-либо снятый на видео.
Степ перестает быть исключительно мужским танцем, среди степистов появляются и женщины. И в первую очередь следует упомянуть Элеанор Пауэлл.
Отдельной строкой в истории степа стоит исполнение этого танца Марикой Рёкк.
«Степ да степ кругом…»
Не менее интересна история степа в России. Настоящий перепляс устраивали в одесских кабаках чернокожие матросы с приплывающих сюда пароходов. Их заразительную манеру быстро освоили наши танцоры, только в России этот танец прозвали чечеткой. Танец полюбился, его с упоением танцевали повсюду, в каждом дворе, в каждой подворотне. Исполнением чечетки под «Лам-ца, дри-ца, ум-ца-ца!» заканчивали свои выступления все одесские куплетисты и конферансье. Одесса приняла этот танец, как свой родной, не зря Леонид Утесов говорил про него: «Чечетка, как и джаз, родилась в Одессе на Малой Арнаутской, а не в Америке…»
В 20-30 годы одним из самых популярных чечеточников был Николай Винниченко. Танцевал он в паре с чернокожим танцором из Марокко, совместный их номер назывался «Black and White». Хотя степ, также как и джаз, считался пережитком буржуазной культуры и подвергался всяческим нападкам, популярность его была огромной. В народе даже русскую народную песню про степь, шутя, пели: «Степ да степ кругом…».
В послевоенные годы о степе не забыли, появились новые имена. В те годы на эстраде блистала пара братьев Гусаковых, Бориса и Юрия. Особенно прославились они после выхода на экраны фильмов с их участием - «Карнавальная ночь», «Девушка с гитарой», «Матрос с кометы».
Не менее знаменитым был в то время и степист Владимир Зернов. Клипу с его участием, снятым в 1947 году, стоя, рукоплескал Голливуд. И до сих пор им восхищаются.
Вспомним прекрасный фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», в котором блестяще сыграл Евгений Евстигнеев . Его герой – известный в прошлом чечеточник Алексей Беглов. В роли молодого Беглова в фильме снялся великолепный танцор Аркадий Насыров, а прототипом главного героя фильма был еще один кумир 50-х, чечеточник Алексей Быстров.
Аркадий Насыров в роли Алексея Беглова
Еще один замечательный дуэт чечеточников - братьев Сазоновых
И напоследок - еще одни танцоры - «Лицедеи»:
А вот как он выглядит - невероятный степ Элинор Пауэлл и Фреда Астера. Ноги сами идут в пляс.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: