Трогательные песни в исполнении бесприданницы Ларисы Огудаловой – лишь одна из ипостасей романса, если принимать во внимание всю его историю. А ведь когда-то давно он начинался с других песен - и по тематике, и по способам исполнения. Правда, главный секрет романса, что делает его таким притягательным на протяжении веков, остается, пожалуй, неизменным.
Появление романса
А.А. Баррингтон. Испанский певец и его дама
К привычному представлению о романсе его предшественник имеет весьма отдаленное отношение – и дело не только в том, что эволюция этого вокально-музыкального жанра продолжается уже много столетий. В попытках прояснить историю возникновения романса музыковеды обращаются к Испании XIV – XV веков, когда и при королевском дворе, и на народных гуляниях стали звучать песни на местном наречии – в отличие от церковных псалмов, исполнявшихся на латыни. Предполагают, что родиной романса стало королевство Арагон, откуда эти песни стараниями трубадуров распространились по всей Испании.
Виуэла
Тогда это были стихи о военных подвигах, борьбе с маврами, истории о рыцарях и, само собой, любовные тексты – их обычно исполняли под аккомпанемент виуэлы, родственницы гитары и лютни. Да, поначалу вовсе не роковая страсть и безответная любовь были главными вдохновляющими идеями для исполнителей романсов. По сути, это был новый этап народного эпоса, в чем-то сходный с русскими былинами, да и главными героями романсов были воины и вожди испанского народа. Бернардо дель Карпио, который жил в девятом веке и, по легенде, не умер, а уснул в астурийских горах, и спит по сей день; Фернан Гонсалес, который смог отвоевать Кастилию у мавров; Сид Кампеадор, человек-легенда, ставший героем песен и поэм, который, по легенде, и после своей смерти поддерживал боевой дух своей армии - вот кого прославляли поэты и музыканты, исполняя романсы на улицах Испании.
Фернан Гонсалес, герой испанских романсов
Считается, что романсы стали первой стихотворной формой испанской литературы, иногда их приравнивают к похожему жанру баллады. Несомненно одно – они были частью народного фольклора, имели множество авторов, ведь из раза в раз романс исполнялся по-новому, в зависимости от настроения певца, его памяти, его творческого начала. Одна из самых ярких особенностей романса, сохранившаяся и до настоящего времени – в том, что музыка и текст, а с ними и исполнение, и переживания слушателя, объединяются в единое целое, превращая песню в некоторое подобие представления, сродни театральному.
Сборник романсов - романсеро
Сборники испанских романсов назывались "романсеро", их записывали с XIV века. Некоторые песенники включали романсы лучших испанских композиторов того времени – Хуана дель Энсины, Франсиско Пеньялосы, Хуана ди Анчиеты.
Испанский «Дворцовый песенник» XVI века
Романсы в Европе в новое время
Романсы исполняли и в Испании, и в ее колониях, знакомы с ними были во всей Европе. Но в эпоху романтизма этот музыкальный жанр стал набирать особенную популярность. Да и смысловое наполнение его поменялось согласно художественным запросам той эпохи, став более лирическим, сентиментальным. Композиторы-классики, в первую очередь австрийские и немецкие, такие, как Франц Шуберт, Роберт Шуман обращались в своем творчестве к романсу, следом возникла французская, а вскоре и русская школы. Большое влияние на жанр оказывало творчество крупнейших поэтов эпохи – Гёте и Гейне в Германии, Пушкина в России.
С. Русиньоль. Романс
Поначалу словом «романс» в русском языке называли любую песню, написанную по-французски, в отличие от «русской песни». Благодаря эпохе романтизма в мировой культуре, с пристальным вниманием к чувствам человека, его природному началу, романс набирал все большую популярность. Когда-то создававшиеся только профессиональными композиторами и титулованными поэтами, они «спускаются» в народ, который изменяет их и создает новые. В первой половине XIX века возник жанр русского романса, а дальше – его разновидности: городской, жестокий, цыганский. Жестоким называли такой вид русского романса, который отличался особым драматизмом в описании семейных, бытовых конфликтов, акцентом на жестокости и, как правило, трагической концовкой.
И. Прянишников. Жестокие романсы
Петербургские и московские цыгане начинали с собственного, самобытного стиля исполнения русского романса – драматично, с особой эмоциональной насыщенностью и напевностью, затем создавая уже новые произведения, как на русском, так и на цыганском языке.
Ф.Р. Клемент. Девушка с гитарой
Романсы привлекали и привлекают своей недосказанностью, слушателю открывается лишь один, текущий момент, без четкого описания того, что было прежде, и со смутными представлениями о будущем.
Некоторые русские романсы
У русского романса история вообще любопытна, но не меньший, даже, скорее, больший интерес вызывает судьба отдельных произведений – часто она была довольно драматичной.
Особенный вклад в этот жанр внес Александр Пушкин, в чьем творчестве сочинению романсов уделено довольно много внимания. Написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье», в 1840 году было положено на музыку Михаилом Глинкой. По интересному совпадению, композитор посвятил свое творение любимой женщине - Екатерине, дочери Анны Керн, для которой Пушкин написал когда-то эти строки.
После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи к романсам относились прохладно – новая власть воспринимала их как пережиток царского времени. Зато за границей ими теперь утешались и наслаждались. «Дорогой длинною» - в эмигрантской среде исполнялся, пожалуй, чаще других романсов и был нежно любим.
Композитор А.А. Алябьев
Известный романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига был написан Александром Алябьевым во время тюремного заключения по ложному обвинению в убийстве, произошло это в 1825 году. Во время игры за карточным столом Алябьев обвинил в шулерстве одного из офицеров и ударил его. Спустя несколько дней офицер, чье здоровье и без того оставляло желать лучшего, скончался. Считается, что заключение композитора в тюрьму было вызвано его близостью к декабристским кругам. Как бы то ни было, Алябьев продолжал заниматься сочинением музыки, за свою карьеру он создал около двухсот романсов.
Еще один из них – «Вечерний звон», на стихи Ивана Козлова. В свою очередь, поэт создал их в качестве перевода произведения английского поэта Томаса Мура.
И. Левитан. Вечерний звон
Романс «Не уходи, побудь со мною» был написан в 1899 году композитором Николаем Зубовым для музы и любимой женщины, певицы Анастасии Вяльцевой. Она исполняла его в числе прочих романсов, которые посвятил ей Зубов – всего около двадцати.
Николай Зубов, композитор, сочинивший множество романсов, в том числе цыганских
«Очи черные», романс, ставший один из самых узнаваемых в мире, появился благодаря стихотворению Евгения Гребёнки, которое он посвятил дочери своего соседа-помещика, ставшей впоследствии женой поэта. Романс стали исполнять с 1884 года.
А музыкальные произведения из фильма «Жестокий романс» укрепили и без того немалую популярность русского романса – на протяжении XX века этот жанр несмотря ни на что пользовался большой любовью исполнителей и слушателей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: