+1 0
0
-1 0

Как в СССР люди квартирами менялись, хотя это было запрещено: Что такое «толчок» и как работали маклеры


Многоквартирные дома в СССР принадлежали государству. Утверждалось, что жилье должен получить каждый гражданин государства. Хорошо, если бы так. Но, как говорится, планы не всегда сбываются. За квартирами выстраивались очереди, порой на долгие годы. Но после получения жилья что-то изменить уже было невозможно.Нельзя было ни купить, ни продать квартиру. Что же оставалось делать гражданам? Люди придумывали хитрые способы для обхода существующих правил. Можно было попробовать поменять квартиру на другую.

Долой частную собственность — привет квартиросъемщикам


В СССР были не владельцы квартир, а квартиросъемщики.

В СССР были не владельцы квартир, а квартиросъемщики.

В Советском Союзе официально не существовало частной собственности на жилую недвижимость. Жильё представляло собой либо служебное помещение, либо муниципальную собственность. Продать, подарить, передать в наследство или обменять жилье было невозможно.
Но было и приятное: государство признавалo единственную форму частной собственности на жильё — владение частным домом. Закон разрешал возводить дома высотой до двух этажей, с количеством комнат от одной до пяти. Размер земельного участка ограничивался десятью сотками в городской черте и пятнадцатью — в сельской местности. Владельцы частных домов имели законное право сдавать комнаты в аренду, что позволяло им получать дополнительный доход.
Кроме того, существовала возможность приобретения квартиры через жилищно-строительный кооператив. Об этом позже.

Счастливчики получали квартиру даром. Это касалось работников заводов и крупных предприятий. Но очереди были длиннющими, иногда ожидание затягивалось на неопределенный срок. И даже после этого полученное жилье не становилось собственностью. Значит, с ним нельзя было ничего сделать. Квартиросъемщик получал разрешение — "живи", оформляемое пропиской. Нет арендной платы, лишь плати коммуналку, которую устанавливало государство.

После войны, когда остро не хватало жилья, появились ЖСК. Они представляли собой особую форму государственного содействия в решении жилищного вопроса в Советском Союзе — механизм, направленный на облегчение жилищного дефицита и поддержку социально значимых слоёв населения. После завершения Великой Отечественной войны число создаваемых ЖСК было весьма ограничено. Государственная политика допускала учреждение лишь немногих кооперативов, которым выделялись краткосрочные кредиты. Членский состав преимущественно включал представителей интеллигенции и творческой элиты:
• писателей,
• артистов Большого театра,
• академиков и профессоров.

Жилищно-строительные кооперативы организовывались по профессиональному признаку: кооперативы учёных, объединения деятелей искусства, отраслевые объединения. Развитие ЖСК в послевоенные годы было сопряжено с рядом сложностей — крайне ограниченное количество кооперативов, дефицит квалифицированных управленцев в жилищном строительстве, частая ротация руководителей, зачастую специалистов, далёких от жилищного сектора — педагогов, врачей, влияние недобросовестных представителей, дискредитировавших институт в целом. Так что не все было просто.

Можно было получить квартиру, внеся определенную сумму. Но жилье всё равно находилось в собственности кооператива — реализовать её было нельзя. К тому же, обычным людям часто не хватало денег, чтобы организовать первую сумму-взнос. Это было по карману в основном тем, кто долго работал на Крайнем Севере или за границей.
В конце пятидесятых активно строили пятиэтажки, получившие название «хрущевки».

В конце пятидесятых активно строили пятиэтажки, получившие название «хрущевки».

Пусть первый взнос за кооперативную квартиру был немалым, и людям потом приходилось отдавать долги в течение длительного времени, желающих все равно было куда больше, чем предлагалось квартир. Жилищный вопрос был очень актуальным. В конце пятидесятых начали строить многоквартирные дома — те самые «хрущевки», которые для многих стали родными. Да, качество у них так себе: шумоизоляция слабая, квартиры крошечные, комнаты проходные, санузел совместный. Но люди наконец-то имели собственное жилье! И очереди на квартиры заметно сократились.

Как меняли, продавали и покупали квартиры


В СССР риелторов не было, были маклеры.

В СССР риелторов не было, были маклеры.

Даже после того, как домов возвели больше, квартирный вопрос так и не был снят. Люди все равно хотели менять жилье, покупать, продавать. Поэтому те, кто мечтал о лучшей квартире, искали всякие пути, часто не совсем законные. Возникла острая нужда в тех, кто бы помог с недвижимостью.

Сейчас это риелторы, и это официальные работники. В СССР их не было. Зато были маклеры. Эти посредники осуществляли неофициальный обмен жилья. Они формировали цепочки квартирных сделок: внимательно отслеживали объявления, вступали в контакт с заинтересованными сторонами и подбирали подходящие варианты.

Большинство маклеров опирались на личные связи и рекомендации, так как реклама их услуг и сама публичная деятельность были под строжайшим запретом. Работа этих посредников носила нелегальный характер: согласно статье 154 Уголовного кодекса СССР, подпольным маклерам грозило лишение свободы до трёх лет с конфискацией. Услуги хорошего маклера стоили немало. Цена зависела от спроса и сложности обмена. Иногда в цепочке обмена участвовало до десяти человек. Люди получали желаемое, а маклеры — солидное вознаграждение.

Квартирный “толчок” и загадочные уравнения.


Советские люди стремились улучшать условия проживания.

Советские люди стремились улучшать условия проживания.

Если хотелось сэкономить на услугах маклера, и не хотелось идти в официальное бюро по обмену, люди пользовались так называемым квартирным «толчком». Это был своеобразный рынок обмена. Он служил местом встречи людей, которых не устраивало имеющееся жилье. Вначале в Москве он находился у входа в государственное Бюро по обмену жилой площади, а затем переместился в район за станцией метро «Университет». Людей на «толчке» всегда было много. Многие ездили сюда, словно на работу. Ведь только так можно было найти интересный вариант и поменять квартиру на что-то лучшее. Например, больную на две маленькие. Или две малогабаритки на одну большую. На «толчке» завязывались нужные знакомства, люди охотно ездили на просмотры квартир, передавали друг другу информацию и адреса.
В СССР не было интернета, зато были доски с объявлениями.

В СССР не было интернета, зато были доски с объявлениями.

Но как же на толчке без маклеров? Никак! Они там тоже «тусили». Порой вешали на грудь картонные таблички, где писали странные уравнения, в которых, по большому счету, не было ничего странного. Например, «1 + 1 = 2» — у человека две однокомнатные квартиры, и он хочет одну "двушку". А если «4 = 2 + 1» — меняется четырехкомнатная на "двушку" и "однушку". Квартирный «толчок» работал до конца восьмидесятых. Потом была разрешена приватизация, и люди получили право выкупать свои квартиры.

«Хрущевки» многим помогли решить квартирный вопрос. Но были у них и свои тайны: Кто катает стальные шарики по потолку, доводя жильцов до истерики.
0
212 просмотров
В закладки
Версия для печати
аукцион, Фрида Кало, торги