Анастасия Цветаева – не просто сестра известного поэта. Ее долгую жизнь – она ушла в 98 лет – можно назвать иллюстрацией к отечественной истории XX века. «Многоликую Асю», как ее назвал Александр Ковальджи, коснулись многие ключевые события тех лет – революция, гражданская война, создание и распад СССР, сталинские репрессии… Через всю свою жизнь она пронесла любовь к труду, став автором многих книг, учителем молодых писателей, воспитателем внуков и правнуков. Ее многолетняя работа по сохранению наследия сестры помогла создать московский Дом-музей Марины Цветаевой.
Выставка «Многоликая Ася»: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой», открывшаяся в Доме-музее Марины Цветаевой, приурочена к 125-летию со дня рождения Анастасии Ивановны и охватывает все этапы ее жизни. О нескольких экспонатах, представленных на выставке – в материале МОСГОРТУРа.
Книга Ивана Цветаева с пометками Анастасии Ивановны
Книга Ивана Цветаева с пометками Анастасии Ивановны.
Отец Марины и Анастасии, искусствовед Иван Владимирович Цветаев, родился в небогатой семье сельского священника и с раннего детства тянулся к знаниям. Уже в 29 лет он стал профессором Московского университета. Там он не только преподавал, но и был хранителем небольшого музея, в котором хранились слепки античных скульптур — Иван Владимирович думал, что его студентам необходимо наглядное познание изучаемого материала. Цветаев считал, что у каждого человека должна быть возможность приобщиться к культурному наследию человечества и мечтал о создании большого музея изобразительного искусства.
А.И. Цветаева у бюста Таиах в мастерской Максимилиана Волошина
Многолетняя работа привела к исполнению заветной мечты. В 1912 году при содействии Николая II в Москве был открыт Музей изящных искусств имени императора Александра III. Фонды музея пополнялись благодаря меценатам: кто-то жертвовал значительные суммы, а кто-то – передавал музею личные коллекции предметов искусства. «Наш гигантский младший брат», — так называла детище своего отца Марина Цветаева. Музей работает по сей день, но известен под другим названием – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Книга, представленная на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой, содержит стенограмму речи Ивана Владимировича, посвященной созданию музея. Этот экземпляр принадлежал лично Анастасии Цветаевой. Книга была перечитана писательницей много раз – уже в преклонном возрасте, вновь изучая ставшие родными страницы, она делала пометки о том, что из заветов ее отца уже было выполнено, а чему еще предстояло осуществиться.
Коньки
Коньки Fyfcnfcbb Wdtnftdjq
Главной спортивной «страстью» Анастасии Цветаевой были коньки. По воскресеньям Ася и Марина любили «выходить в свет» и кататься в городе. Чаще всего они бывали на Патриарших прудах. Один из воскресных походов обернулся важнейшим знакомством в жизни Анастасии Ивановны.
Анастасия и Марина Цветаевы. 1914 г.
На катке шестнадцатилетняя Ася встретила свою первую любовь – Бориса Трухачева. Они поженились и у них родился любимый сын Андрей, но семейное счастье было недолгим – в 1914 году брак распался. Вместе они прожили всего чуть больше двух лет.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: «Люби Другую, Нет - Других, Нет - Всех...»: София Парнок – роковая страсть Марины Цветаевой
Асе и Борису Марина Цветаева посвятила стихотворение «Конькобежцы»:
Башлык откинула на плечи:
Смешно кататься в башлыке!
Смеется, — разве на катке
Бывают роковые встречи?
Смеясь над «встречей роковой»,
Светло сверкают два алмаза,
Два широко раскрытых глаза
Из-под опушки меховой.
Все удается, все фигуры!
Ах, эта музыка и лед!
И как легко ее ведет
Ее товарищ белокурый.
Уж двадцать пять кругов подряд
Они летят по синей глади.
Ах, из-под шапки эти пряди!
Ах, исподлобья этот взгляд!
Поникли узенькие плечи
Ее, что мчалась налегке.
Ошиблась, Ася: на катке
Бывают роковые встречи!
Кстати, своего увлечения Анастасия Ивановна не оставила и в старости – даже в восемьдесят лет она часто каталась на любимых Патриарших прудах.
Книга Анастасии Цветаевой «Королевские размышления»
Книга Анастасии Цветаевой.
Юность Анастасии Цветаевой прошла в окружении великих поэтов. Помимо Марины, это были и Максимилиан Волошин, и Борис Пастернак, и другие. Сама Ася в творчестве отдавала предпочтение прозе. Ее главное произведение – это большая книга «Воспоминания», выпущенная в 1970-х. Стихи она писала очень редко – за всю ее жизнь была выпущена только одна книга поэзии, которая так и называлась – «Мой единственный сборник».
Серебряный век стал временем ренессанса не только поэзии, но и русской философской мысли. Труды Льва Шестова, Николая Бердяева, Василия Розанова занимали умы интеллигенции конца XIX – начала XX века. Их огромное влияние на себе испытала и Анастасия Цветаева. В 1914 году она выпустила свою первую книгу «Королевские размышления», в которой методично и логично попыталась опровергнуть существование Бога.
Марина и Анастасия Цветаевы, С. Эфрон. 1912 г.
«Неужели Бог, создавая человечество, не мог выдумать для него иного местопребывания, чем шарик среди пустоты, который вдобавок еще и летит? Что за нелепость!» — писала Цветаева. В тексте произведения Ася упоминает героев-богоборцев из романов ее любимого писателя Федора Достоевского: Ивана Карамазова, Алексея Кириллова, Николая Ставрогина. Именно такие персонажи нравились писательнице в ранней юности.
Василий Розанов, с которым она вела дружескую переписку, прочитав ее труд, написал Анастасии Ивановне: «Да, ты кончишь в монастыре… Я знаю теперь это совершенно определенно – по тому пылу, с каким ты опровергаешь Бога». Можно сказать, что это «пророчество» русского философа исполнилось.
Тетрадь с молитвами
Тетрадь с молитвами.
Религиозное восприятие Анастасии Ивановны перевернула встреча с поэтом, философом и мистиком Борисом Зубакиным. Этот образованный молодой человек происходил из шотландского рода Эдвард, многие представители которого состояли в масонской ложе. Христианская вера была для него важной частью жизни – рассказывают, что он мог целый день посвятить молитве. Зубакин не раз общался с Патриархом Тихоном.
Борис Зубакин и Анастасия Цветаева много разговаривали о Боге, о православии. Писательница внимательно слушала его многочисленные лекции о вере и старательно записывала каждую из них. Под влиянием Зубакина, Ася начала вести аскетичный образ жизни – перестала есть мясо, пить вино, курить, вступать в отношения с мужчинами. Большую часть своего времени она посвящала молитве.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Борис Пастернак и Марина Цветаева: Эпистолярный роман без счастливого конца
О своем трудном пути к вере Анастасия Ивановна говорила: «Дело в том, что в те годы я пыталась воспринять Бога разумом, а не сердцем, старалась втиснуть Его в свое сознание, но Он там не помещался…»
Молитвы Анастасия Ивановна записывала в отдельные тетради, где помечала церковные праздники и памятные даты. На выставке представлена одна из них. Она открыта на важном для Анастасии Ивановне 31 августа – годовщине гибели Марины Цветаевой, которая совпадает с церковным днем памяти мучеников Флора и Лавра.
Чемодан
Легендарный цветаевский чемодан.
Печально известная 58-я статья Уголовного кодекса СССР не обошла стороной многих представителей семьи Цветаевых. Исключением не стала и Анастасия Ивановна.
Ее первый арест случился в апреле 1933 года. Тогда писательница находилась под следствием 64 дня, и только ходатайство Максима Горького, близкого знакомого Анастасии Ивановны, повлияло на ее освобождение. Второе задержание пришлось на сентябрь 1937 года, когда она находилась в Тарусе. Арестован был и Андрей, сын Анастасии Ивановны, который гостил у нее в это время. Причиной их задержания стало знакомство писательницы с Борисом Зубакиным, который состоял в масонском объединении «Орден Розенкрейцеров». Во время обыска сотрудники НКВД изъяли рукописи произведений, которые существовали в единственном экземпляре.
А.И. Цветаева с сыном Андреем. 1956 г.
Анастасию Ивановну обвинили в «контрреволюционной деятельности» и приговорили к десяти годам трудовых лагерей. Пока она была в заключении, в 1941 году покончила с собой Марина. Но о судьбе сестры Ася узнала лишь через два года. В 1947 году закончился срок ее наказания, но свободная жизнь продолжалась недолго — вскоре начались аресты «повторников», среди которых оказалась и Анастасия Ивановна. Писательницу отправили в ссылку в новосибирское село Пихтовка. Через 5 лет, после смерти Сталина, она была освобождена навсегда, а в 1959 году ее полностью реабилитировали из-за отсутствия состава преступления.
Чемодан, на котором заостренным гвоздем выцарапано «Цветаева», был постоянным спутником Анастасии Ивановны во время его пребывания в лагерях.
Клюка ручной работы
А.И. Цветаева. Эстония, Кясму, 1973 г.
Даже в девяностолетнем возрасте она продолжала работать – писала и фотографировала, вела переписку и помогала людям. До конца жизни Анастасия Ивановна не переставала двигаться вперед – как в прямом, так и в переносном смысле.
Лифты «многоликая Ася» не любила. Она предпочитала каждый раз, с небольшими передышками на лестничных площадках, подниматься на девятый, и даже на одиннадцатый этаж. Анастасия Ивановна говорила: «Лестница – это жизнь». По эскалатору она спускалась и поднималась почти бегом, заставляя удивленных москвичей оглядываться на энергичную старушку.
Клюка ручной работы.
Символом аскетичной и неутомимой натуры Анастасии Цветаевой можно считать ее клюку, которая представлена на выставке – она была выточена из древесного массива самой писательницей. Как рассказывала ее внучка Ольга Трухачева, у Аси было много тросточек, но она на них никогда не опиралась. Анастасия Ивановна использовала клюку по-другому – подвешивала на нее тяжелые сумки с продуктами, когда ходила в магазин.
Эти и другие экспонаты можно увидеть на выставке «Многоликая Ася», которая проходит Доме-музее Марины Цветаевой до 13 октября.
А вот какую историю рассказывала сама Анастасия Цветаева о том, кому посвятила своё стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» Марина Цветаева.
Текст и фото — Роман Бурдюгов/МОСГОРТУР
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
странно, что не упомянута потрясающая повесть А. Цветаевой - "Сказ о звонаре московском", читается на одном дыхании, ибо - о необычном человеке, музыканте с неимоверным слухом (различил по 127 диезов и бемолей от каждого звука октавы!), который создал единственную в мире нотную грамоту для колоколов, она печаталась в каком-то толстом журнале типа "Нева" в 70-х или 80-х годах...