Любовь порой принимает причудливые формы. Может стать зависимостью и утопить в ревности. А может потребовать жертв. Как рождается эта жертвенная любовь? И к чему приводит? Это дар свыше или же проклятье? На какие подвиги ради любимой жены шёл Фрунзик Мкртчян? Почему Всеволод Санаев наотрез отказывался отправить в больницу любимую супругу, даже когда отпали последние сомнения в её неадекватности? Чем пожертвовала ради любви Вия Артмане? Как материнская любовь спасала неизлечимо больного сына Ии Саввиной?
1. Фрунзик Мкртчян
В тот вечер Донара блистала на сцене. Тоненькая, воздушная, она читала монолог своей героини так проникновенно, что зрители плакали. Но ей важно было, как оценит её выступление лишь один человек в зале — её муж. Фрунзик не пропускал ни одного её спектакля. Он постоянно подсовывал ей какие-то рецензии, говорил, что ему звонили друзья и хвалили Донару за блестящее выступление. Мкртчян создавал таким образом для своей супруги некий иллюзорный мир, где её желания были реализованы. Иллюзорным этот мир был потому что никаких рецензий не было и друзья на её спектакли не приходили. Последние 25 лет жизни Донара Мкртчян провела в психиатрической больнице. В актовом зале клиники она играла то Офелию, то Дездемону. Зрителями были санитары и пациенты. И, конечно, её Фрунзик.
Фрунзик Мкртчян. / Фото: armmuseum.ru
Артист приходил к жене и говорил ей, что скоро у неё будет главная роль в спектакле, он договорился с ружиссёром. Женщина в эти моменты просто оживала. Фрунзик Мкртчян был идеальным примером жертвенной любви. Но как так вышло, что столь прекрасное чувство превратилось в почти неподъёмную ношу?
Фрунзик встретил Донару в Ереванском театральном институте. Не заметить эту невероятную девушку было невозможно. Она была звездой их курса — очень красивая, очень яркая, бойкая и... нервная. Мкртчян влюбился в неё с первого взгляда. Увидел и пропал. Чувство оказалось взаимным. Вскоре они поженились. Появились на свет сын и дочь. Донара играла в театре, воспитывала детей. Фрунзик довольно быстро стал звездой Арменфильма. В первых его картинах, выходивших во всесоюзный прокат, артиста дублировали. У него был выраженный акцент, который, впрочем, вскоре станет его визитной карточкой.
Фрунзик Мкртчян с женой. / Фото: uznayvse.ru
Первым фильмом, где голос Фрунзика не дублировали, стала «Кавказская пленница». Интересно, что здесь вместе с мужем сыграла и Донара. Заставить Леонида Гайдая снять супругу в кино было практически невозможным делом, но Мкртчяну это удалось. Он безумно хотел, чтобы жена чувствовала себя востребованной актрисой. Уже тогда она довольно часто вела себя очень странно: то замыкалась в себе, то срывалась на крик. Поначалу артист думал, что эти срывы связаны с тем, что она засиделась дома с детьми. Поэтому и решил, что съёмки у самого Гайдая на Мосфильме её вдохновят.
Донара и Фрунзик в «Кавказской пленнице». / Фото: pikabu.ru
Время шло, а ситуация только усугублялась. Истерики случались всё чаще и успокоить жену становилось всё сложнее. Она била посуду, запрещала мужу ездить на гастроли и съёмки. Однажды Фрунзик взял Донару за руку и отвёл к врачу. Диагноз, который поставил психиатр, просто шокировал его. У любимой супруги шизофрения. Причём заболевание не вялотекущее, когда приступы сменяются периодами нормальности, а бурное, развивающееся бесконтрольно. Врачи сказали, что лучше ей уже никогда не станет, а будет становиться только хуже. Мкртчяну объяснили, что жену нужно лечить. Только он понимал, что из психбольницы Донара уже не выйдет, а потому попытался справиться с проблемой сам.
Он отправил супругу во Францию, в клинику, где вроде бы успешно лечили такие болезни. Случилось чудо — Донаре стало легче. Она даже смогла сопровождать мужа на съёмки. После этого ей стало опять плохо. Потом ещё курс лечения, потом ещё и ещё... Периоды ремиссии становились всё короче и короче. Пока в один далеко не прекрасный день не стало очевидно, что оставлять Донару одну дома с детьми просто опасно. Пришлось положить её в больницу.
Актёр безумно страдал. Он очень любил жену и всё делал для неё, но его жизнь была просто невыносимой. Он очень много снимался. На работе он отдыхал. Иногда пил. До конца своих дней он корил себя за то, что отправил Донару в клинику. Но пока был жив, старался поддерживать как мог. Он создавал для неё иллюзорный мир, в котором она была великой актрисой.
Однажды Фрунзик не пришёл навестить жену. Он умер внезапно. Донаре решили не сообщать об этом. Она продолжала играть свои спектакли, каждый раз выискивая среди зрителей лицо любимого мужа. Ради неё он пожертвовал всем, но его любви оказалось мало. Он так и не смог её вылечить и сгорел в этом пламени жертвенной любви сам.
2. Всеволод Санаев
У Всеволода Санаева всегда была безупречная репутация. Успешный актёр, надёжный профессионал, спокойный, интеллигентный человек. Он никогда не давал поводов для сплетен. Но они его всё равно преследовали. Все друзья и родные убеждали его, что он должен оставить жену, перестать тянуть эту лямку и играть в благородство. Санаев же никогда и ни с кем не обсуждал проблемы в семье и все разговоры на эту тему старался пресекать. Если бы не книга, которую написал его внук, когда артисту было уже 90 лет, никто бы, кроме самых близких друзей, так и не узнал о его личной трагедии.
Всеволод Санаев в молодости и в пожилом возрасте.
Семейная драма открыла Санаева совершенно с иной стороны. Это история не о счастливчике, которому всегда везло, а о человеке, который за свой успех заплатил очень дорого.
Всеволод Санаев свою любовь встретил в Киеве, где был с гастролями МХТа. Это была любовь с первого взгляда. С Лидой он познакомился случайно и сразу же решил: женюсь! Лида была очень красивой девушкой и поклонников у неё было хоть отбавляй. Санаев был самым невзрачным из них. Чем он завоевал её сердце — загадка, но она согласилась бросить университет, свой родной город, переехать в Москву и выйти замуж за Всеволода. Они жили в крохотной комнатушке, в коммуналке. Вскоре у пары родился первенец, Алексей. Потом началась война.
Лидия Гончаренко. / Фото: starhit.ru
Во время эвакуации малыш тяжело заболел. Лида делала всё, что было в её силах, но спасти сына не удалось. Мать была безутешна. Потеря ребёнка очень тяжело ударила по её психике. Женщина была уверена, что будет теперь терять всех. Со временем психическое расстройство стало выходить за все возможные рамки. Скрывать это было тяжело. Несмотря на все трудности, супругам всё же повезло — родилась дочь. Сегодня она знаменитая актриса. Её первого сына воспитывала мать, Лида. Все впечатления о своём тяжёлом детстве он описал в своей книге. Семью его бабушка держала в ежовых рукавицах. Любое неповиновение вызывало приступы ярости.
Лидия с дочерью. / Фото: starhit.ru
В итоге дочка съехала от родителей. Муж постоянно пропадал на съёмках. Больше всего внимания доставалось внуку. Всеволод очень переживал из-за того, что дома такая напряжённая обстановка, но изменить ничего не мог. Поэтому сбегал из дома на работу. От ролей практически никогда не отказывался, лишь бы не быть дома. Охотно ездил в командировки, служил в театре, преподавал во ВГИКе. Даже когда ему было уже за 60, он старался совмещать съёмки с постоянными командировками. Хотя здоровьем уже не отличался, ему было очень тяжело. Но переносить такой насыщенный график было гораздо легче, чем проводить время дома, в семье.
Всеволод Санаев с внуком. / Фото: starhit.ru
Родных Всеволод Васильевич очень любил, к психически нездоровой супруге относился очень нежно. Он никогда не ругался, всё терпел, заботился о Лиде. Многие говорили ему, чтобы он сдал жену в специализированный санаторий, но он не соглашался. Санаев считал это предательством по отношению к женщине, которую, несмотря ни на что, до сих пор любил. Все считали его всеобъемлющую, жертвенную любовь, всего лишь чувством долга. Но когда Лида умерла, он был безутешен. Никакого облегчения, лишь бесконечное страдание и чувство невосполнимой потери. Любовь иногда принимает странные формы.
3. Вия Артмане
Латвийская актриса и звезда советского кино, легенда театра, загадочная красавица, она умела быть очень разной. В жизни Артмане была столь же непредсказуемой, как и на сцене. За великолепным фасадом скрывалось одиночество. Казалось, всё при ней — успешная карьера, красота, полнейшее благополучие в семье. Муж — знаменитый латвийский актёр, двое прекрасных детей. Только жизнь её была весьма несчастной. В детстве Вие пришлось хлебнуть невзгод. Она познала и нищету, и голод, и тяжёлый труд. Отец погиб, когда она была ещё маленькой. Отчим был очень злым человеком. Он нещадно избивал девочку, требовал, чтобы она отрабатывала каждый кусок хлеба тяжким, непосильным для ребёнка трудом.
Вия Артмане.
После войны Вия поступила в студию при Рижском художественном театре имени Райниса. Подрабатывала за кулисами, ассистировала настоящим актёрам. Там она и встретила свою любовь. Артур был старше Вии на 14 лет. Он был женат. Это был очень яркий человек, страстный, эмоциональный. Артист влюбился в Вию. Просто потерял голову. Эта встреча круто изменила жизнь девушки. Ведущий актёр труппы решал в театре буквально всё. Поэтому, когда он подал на развод и сделал предложение Вии — она сразу согласилась. Это было похоже на сказку про Золушку и Артмане за эту сказку в своей жизни готова была на всё.
Вия Артмане с мужем. / Фото: biographe.ru
Теперь, словно по взмаху волшебной палочки, ей предлагают главные роли в театре, зовут сниматься в кино. Играет она в основном роковых красавиц, которые разбивают мужские сердца. Репутация актрисы была безупречна. Она подчёркнуто хранила верность своему мужу. Только вот любила ли? Спустя годы, артистка с сожалением говорила о том, сколько недополучила в браке. Артур не очень её понимал как женщину. Актёрское же сочетание у них было просто идеальным. На ухаживания многочисленных поклонников Артмане никогда не отвечала. Коллеги прозвали её «холодной королевой».
Евгений Матвеев и Вия Артмане. / Фото: eg.ru
Лёд растаял весной 1963 года, когда актриса снималась в фильме «Родная кровь». Одну из главных ролей играл Евгений Матвеев. Сначала они друг другу не понравились. Вия была очень холодна и Евгений не понимал как играть с ней горячие чувства. Но вдруг ледяная латышка стала порывистой и страстной, как и её героиня. В итоге ничего играть не пришлось. Матвеев влюбился без оглядки, Артмане тоже, казалось, потеряла голову. Служебный роман не закончился с окончанием съёмок. Много лет спустя Вия признавалась журналистам, что долго колебалась, почти готова была уйти из семьи, но не смогла. Получилось так, что она пожертвовала своей молодостью и красотой ради карьеры. Расплатиться же карьерой за любовь — оказалась неспособна.
Вия Артмане. / Фото: domkino.tv
На этом история не закончилась. В 1965 году Вия родила девочку. Тогда весь Союз обсуждал, что Кристиана — дочь Матвеева. Ни он, ни сама актриса, никогда эти слухи не комментировали. Лишь незадолго до своего ухода и Артмане, и Матвеев, признались близким, что очень любили друг друга. Муж Вии, конечно, обо всём знал или, по крайней мере, догадывался. Она была ему безумно благодарна за то, что он никогда не попрекал её этим. Так настоящая любовь, которая была в жизни Артмане, потребовала от неё жертвы и она её принесла. Между мужем, который дал ей всё и любимым мужчиной, Вия выбрала первого. Она дала Артуру слово и не смогла его нарушить. Может она его не любила столь страстно, но всецело принадлежала.
Вия Артмане с дочерью. / Фото: amyran.ru
4. Ия Саввина
Иногда жертв требует не только любовь между мужчиной и женщиной, но и между родителями и детьми. И жертвы эти гораздо больше.
Ия Саввина. / Фото: eg.ru
Однажды в квартире Юрия Беркуна раздался звонок. В трубке звучал взволнованный женский голос, знакомый миллионам. Это была Ия Саввина. Беркун и Саввина служили в театре Моссовета. Нередко после спектаклей возвращались домой вместе — жили рядом. Так и подружились. Они много разговаривали. В тот раз Ия была неразговорчива и необычно печальна.
Юрий Беркун. / Фото: kino-teatr.ru
Она была очень усталой и внезапно спросила у Юрия: за что ей всё это? Ведь она ничего плохого никому не сделала... От неё ушёл муж, не выдержав тяжёлого испытания. Речь шла о сыне актрисы. Он на тот момент был уже подростком. На всех, кто его знал, он производил огромное впечатление: он мог наизусть прочитать всего «Евгения Онегина», играл на фортепиано, знал иностранные языки. Это не могло не изумлять — мальчик был тяжело, неизлечимо болен.
Ия Саввина с сыном. / Фото: sibmama.ru
Саввина считала, что если бы не синдром Дауна, то её сын был бы совершенно гениальным. Ия вышла замуж, когда ей было 20 лет. По большой любви. Муж, Всеволод Шестаков - молодой учёный, кандидат наук, красавец. Девушка только окончила факультет журналистики, актрисой быть не собиралась. Она была очень простой, лёгкой в общении, интеллигентной. Даже в будущем у неё не появилось ни тени заносчивости или звёздности. Ребёнок был желанным, беременность лёгкой, ничто не предвещало беды.
Ия Саввина в фильме «Дама с собачкой». / Фото: klimbim2020.wordpress.com
Всё стало известно лишь в роддоме. Саввиной сразу предложили написать отказ. Ия, конечно, ничего подписывать не стала. Как она, мать, может отказаться от своей кровиночки? Она решила бороться. Ия Сергеевна была уверена, что её любовь и забота победят болезнь. Малыш действительно прекрасно развивался. Ему было 3 года, когда её неожиданно позвали на кинопробы. Она снялась в одном фильме с Баталовым и после этого прославилась на всю страну. Самое интересное, что соглашаться на роль Саввина не собиралась, её уговорила свекровь, пообещав не спускать глаз с внука.
Ради сына Ия Саввина была готова на всё.
Карьера шла в гору. Актёрская судьба была лёгкой и счастливой. Только близкие знали, чего всё это Саввиной стоит. Сын занимал все её мысли. Она за ним очень трепетно ухаживала, беззаветно любила. Он был для неё главной болью и главной радостью. На сцене и на экране она была статной красавицей. В жизни же никогда не пользовалась макияжем, не делала укладку, одевалась просто. У неё никогда не было времени на себя. При этом ей всё удалось. Она вырастила сына и сделала блестящую карьеру. Вопреки всему.
У неё никогда не было времени на себя. / Фото: fishki.net
Сохранить брак только не смогла. В 38 лет она осталась одна. У Серёжи тогда как раз был самый сложный возраст. Справиться с ним было очень тяжело. У него случались приступы неконтролируемой агрессии. Ия терпела, справлялась. Сложилась ли её жизнь иначе, откажись она тогда от сына в роддоме? Наверняка. Но смогла ли она быть счастлива? Вряд ли. Даже в минуты абсолютного отчаяния она продолжала безумно любить своего Серёжу. Врачи говорили, что он проживёт максимум до 40, а он прожил 64 года, пережив свою мать на целых 10 лет. Ей не пришлось хоронить своего ребёнка.
Любовь действительно иногда принимает причудливые формы. Прочтите, например, в другой нашей статье о том, почему Меньшов редко снимал Алентову, за что обижалась на Гайдая Гребешкова и др проблемы творческих тандемов: слёзы режиссёрских жён.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: