Путешествие всегда представляется заманчивым, но одно может превзойти все. Хотя нужно быть поистине в душе туристом, потому что Панамериканская дорога очень необычна и оставит массу впечатлений. Нужно набраться смелости, чтобы преодолеть 30 тысяч км и пройти через все климатические зоны, но можно только представить, какими ощущениями она наградит. Зима, лето, холод, жара, тропики и ледники – и это все в одной дороге, настоящий рай для путешественника. Но дорога полна сюрпризов, и легкой не будет, потому что на какое-то мгновение прерывается непроходимым Дарьенским пробелом.
Строительство дороги протяженностью 30 тысяч км
Панамериканское шоссе - 30 тысяч км. / Фото: Pinterest
Идея построить длинную дорогу, чтобы соединить все штаты Америки, естественно, и принадлежит США как стране, которая в этом больше всего заинтересована. Но она не могла сделать это единолично, потому что дорога должна была проходить и по другим странам. Ее можно назвать международной, которая затронула 14 стран. Но это повлияло и на длительность воплощения замысла в реальность. Время уходило на раздумья, рассуждения и другие оттягивающие факторы. Идея 1889 года предполагала, что это будет железная дорога, потом на добрых 30 лет она была отложена, и когда возродилась в 20-х годах XX века, то уже носила вид шоссе.
Карта Панамериканского шоссе. / Фото: dzen.ru
Два отрезка дороги были построены во время войны, чтобы можно было снабжать и поддерживать важные регионы, если водный путь станет невозможен из-за подводных лодок. Но, кроме этого, Америка рассматривала дорогу как налаживание добрососедских отношений со странами Аргентина, Колумбия, Никарагуа, Чили, Гондурас, Боливия, Канада, Сальвадор, Панама, Перу, Коста-Рика, Мексика, Гватемала и собственно Америки. Надежды также возлагались и на развитие туризма. Стало понятно, что эта дорога принесет деньги, но сначала нужно было ее построить, а для этого было много преград.
Панамериканское шоссе проходит по 14 странам.
Первыми свой участок построили мексиканцы, взяв кредит у Америки. Создание Каррера Панамериканы закончилось за 4 года, и этот отрезок в 3 436 км стал на какое-то время гоночной трассой. Она простиралась от северной до южной границы Мексики, обходя плавно холмы, потому что строительством занимались французы, а это была их манера возведения дорог. Скоростные гонки были очень популярными на этой трассе, но из-за того, что часто заканчивались смертельным исходом какого-то участника, их вскорости перевели в другой формат. Теперь эту часть дороги используют для красивых проездов ретро-машин в праздники и фестивали.
Климатические перепады на Панамериканской трассе
Панамериканское шоссе заканчивается в городе Ушуая. / Фото: theatlantic.com
Панамериканская дорога начинается на Аляске и заканчивается за аргентинским городом Ушуая, который является самым южным на планете. Еще она уникальна тем, что проходит вдоль меридианов, а не по параллелям, как другие интернациональные дороги. Это и привело к тому, что путешествующим приходится побывать в разных климатических зонах.
Есть сложные участки дороги, которые из-за погодных явлений можно пройти только в определенный период времени, чтобы не попасть на бездорожье. Это добавляет сложности для тех, кто решил самостоятельно преодолеть весь путь. Путник начинает с ледников, а оказывается в тропических лесах, на экваторе попадает в сезон ливней, может позагорать на берегу тропических пляжей и пересечет самое сухое место планеты – пустыню Атакама.
Панамериканское шоссе к Эквадору. / Фото: dpreview.com
Начиная поездку с Аляски, путешественник попадает в Канаду, потом есть два варианта пересечь ее и Америку, которые приведут в штат Техас, а дальше пересечение границы с Мексикой. Потом дорога приведет к Тихому океану и вдоль побережья уткнетесь в Дарьинский перешеек, после него дорога лежит по побережью Южной Америки. Путник проедет через Колумбию, Эквадор и Перу, а дальше нужно развернуться в сторону Чили и Аргентины, и уже потом до самой крайней точки Ушуайя, минуя Буэнос-Айрес. Есть несколько вариантов преодолеть путь, которые делают это путешествие еще интереснее. Можно свернуть в венесуэльский город Гуириа и найти начало южного участка шоссе, либо заехать вглубь любой страны.
Дарьенский пробел: 87-километровый перешеек на границе между Панамой и Колумбией
Дарьенский пробел на Панамериканской трассе. / Фото: profholod.ru
Несмотря на то что Панамериканское шоссе считается целостной дорогой, она в одном месте имеет разрыв – 87 км, который называют Дарьенским пробелом. Он находится во влажных экваториальных лесах, больше напоминающие густые непроходимые тропики. Это отрезок между Панамским каналом в Панаме и северо-западной частью Колумбии.
Дарьенский пробел, сложно проходимое место. / Фото: dzen.ru
Когда строилась дорога, возник протест местного населения, которые опасались, что после ее появления разрушатся их традиционные устои. Экологи беспокоились о сохранении уникальной растительности, а политики боялись, что она станет дорогой для нелегального провоза наркотиков из Колумбии. Пока длились споры и обсуждения, желание строить дорогу отпало. Америка спонсировала строительство в 1971 году, но тогда экологи отстояли неприкосновенность национальных парков Дарьен и Лос-Катиос. В начале 90-х была еще одна попытка, но комиссия ООН признала, что ее строительство приведет к серьезным нарушениям в экологии данного региона, и снова закрыли дело.
Дарьенский пробел.
Дарьенский участок остался самым непроходимым, хотя путешественники пытаются его преодолеть на авто, но техника не выдерживает сложности – топи, каменистые прибрежные дороги, завалы и многое другое, поэтому остается сломанной как памятник тому, что природа не желает пропускать чужеродное тело. Но все же пройти его можно, только в обход. Для этого пустили паром из Турбо в заливе Ураба в панамский порт. Дарьенский пробел покорился тем, кто был на мотоциклах, вездеходах, велосипедах, или как самое надежное средство – собственные ноги, настырность и стойкость. Это хоть и трудно, но дает возможность увидеть первозданную природу, которой и так осталось слишком мало на планете.
Тонкости туризма по шоссе: погода, политика, традиционные взгляды
Панамериканское шоссе. Перу. / Фото: flickr.com
Автотуризм – это способ лучше рассмотреть и побывать там, где хочется и сколько хочется. Особенно если отправиться по самой длинной дороге, растянувшейся на 30 тысяч км. Для многих может показаться, что ничего сложного нет – дорога как дорога, но из-за ее протяженности и начинаются сложности. Не все страны имеют одинаковые законы, не все любят друг друга, а также многое другое. Турист должен знать, например, что покидая территорию штатов, стоит запастись машинным маслом, поменять шины и взять запасные, потому что качественный сервис больше не будет доступен.
Расстояние можно преодолеть быстро и не очень, поэтому и планов может быть несколько. Но даже если сидеть по 10 часов в день за рулем, то ее можно проехать только за полгода. В большинстве своем ночная дорога полна неожиданностей, о которых могут предостеречь местные, поэтому лучше ехать днем.
Панамериканское шоссе. Эквадор. / Фото: realt.onliner.by
Погода – это еще одно чудо Панамериканского шоссе. Можно выехать в снегопад с Аляски и снова в нем оказаться на другом конце маршрута, а все из-за разных климатических зон, когда зима в разных точках наступает не одновременно. С октября по апрель снегопады на Аляске и Севере Канады, и такая же погода с июня по октябрь в Ушуайе. В Центральной части Америки можно столкнуться с ливнями, которые сделают путь не проездным.
Политика и социальные вопросы стоят не на последнем месте, но если ко всему подходить спокойно, используя вежливость и толерантность, то любые вопросы решаются.
Панамериканское шоссе – жемчужина туризма, но не для всех
Панамериканское шоссе. Лима. / Фото: photographer.ru
Путешествие по странам, пустыни и всему остальному, что находится на пути Панамериканского шоссе, может стать для истинного любителя путешествовать настоящей жемчужиной. Если есть время, то можно увидеть многое. Например, туристу и писателю Дэну Греку понадобилось два года, но он не спешил и заглядывал во все уголки вдоль трассы.
Слегка отклоняясь от дороги и оторвавшись от побережья, можно заехать вглубь страны. Можно увидеть Мачу-Пикчу – одно из чудес света, в Гватемале писатель видел лаву вулкана и тыкал в нее палочкой, пожарил над ее жаром зефир, поднимался на 7-километровый ледник в Эквадоре, проехал через соляные равнины Уюни. Жил в горах Патагонии 5 месяцев наедине с природой. Это путешествие дает возможность посетить руины майя и увидеть людей, которые говорят только на своем языке, потому что находятся далеко от цивилизации.
Панамериканское шоссе. Чили. / Фото: barcelo.com
Для тех, кто готов к испытаниям, шоссе станет незабываемым путешествием, ведь за всю дорогу общаешься с людьми разной национальности и знакомишься с их бытом, традициями. Можно попробовать большое разнообразие блюд, о которых даже не подозревал. В Мексике можно поесть тако за 5 центов, а в Перу за 50 центов подадут огромную тарелку всякой еды. Личное авто и знание дополнительного языка, например, испанского, помогают в общении, а значит добавится впечатлений.
Среди туристов ходит много страшилок об опасностях, подстерегающих на пути. Писатель Дэн Грек советует найти того, кто действительно проехал этим маршрутом, и думает, что тот человек явно остался в восторге, а все остальное домыслы. Панамериканское шоссе – это опыт, который получает путешественник, и знакомство с разными культурами. Это не для всех подходит, но дорогого стоит.
У кого-то тысячи километров асфальтированных дорог, но есть страна, где их всего 1 тысяча и 50 аэропортов. Эту страну редко навещают туристы, но попавшие не могут сдержать восторга от увиденного – такого колорита этнических групп нигде не увидеть. В стране Суринам ничего не меняется, даже климат постоянный, а джунгли до сих пор полны загадок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: