Почему красноармейцы звали гитлеровца Шменкеля Иван Иванычем и За что ему дали звание Героя Советского Союза

Великая Отечественная осталась в истории не просто войной держав, но и острым столкновением идеологий. Далеко не все солдаты Германии поддерживали нацистского диктатора и стремились воевать за сумасшедшие планы Гитлера. Хватало примеров, как немцы становились предателями своей родины. Один из интереснейших случаев - судьба Фрица Шменкеля. Этот солдат, единственный на весь вермахт, был удостоен высшей государственной награды Советского Союза.
Убежденный дезертир

Германский коммунист.
Фриц Ганс Шменкель вырос в маленьком городишке Варзово, что около Штеттина (сейчас - польский Щецин). На тот момент юноша состоял в молодёжной Коммунистической партии Германии, мечтая отомстить за отца. Ганс-старший тоже выбрал путь коммуниста и в 1923 году был убит нацистскими штурмовиками во время кровавой стычки. До 1938 года Фриц работал на кирпичном заводе, после чего был призван на службу вермахту. Надо учесть, что Шменкель имел железную мотивацию не поддерживать гитлеровский режим. Трагедия отца сформировала в голове тогда еще неопытного юноши открытую неприязнь к нацизму. Фриц отказался отправляться на фронт и был арестован. Срок получил за попытку уклонения от службы посредством симуляции психического расстройства. Но как только немцы напали на Советский Союз, резко передумал и согласился поучаствовать в войне.
Шменкель понял, что наконец настало время прийти на помощь советским трудящимся, сражающимся против ненавистного ему Гитлера. Юноша заявил, что полностью здоров и готов к службе, окончил скорые курсы младшего командного состава и осенью 1941-го отправился в 186-ю пехотную дивизию вермахта на Восточный фронт. Оказавшись на территории СССР, Фриц Ганс практически сразу бежал. Перед Шменкелем стояла задача не просто дезертировать, а осознанно перейти на сторону русских. Не один месяц немец скитался по Смоленской области, укрываясь от патрулей и ища способ выйти на связь с советскими партизанами. Фриц оказался один на один с проблемой: если русские засекут его в немецкой форме – скорее всего застрелят, а языком он в достаточной мере не владеет, чтобы объясниться. Блуждая по лесам, голодный Шменкель вышел к селу Подмошье в Ярцевском районе и постучался в первую попавшуюся избу. Дверь отворила старушка, услышавшая от иностранца: «Ленин! Сталин! Тельман!». 3 месяца немец отсиживался в подвале, потом решился идти искать партизан и попался.
«Иван Иванович»

Смоленские партизаны.
17 февраля 1942-го партизаны отряда «Смерть фашизму!» вошли в деревню Курганово и изрядно удивились, обнаружив в одном из домов запертого немецкого ефрейтора. Испуганный староста стал рассказывать, что немец дезертировал и с прошлого года скрывался в соседнем населенном пункте, пока его не поймал партизанский патруль. Следующим же днем должна была приехать охрана для доставки гитлеровца в Смоленск для последующего трибунала. Командир принял решение забрать пленника с собой и самостоятельно разобраться кто есть кто. Всю дорогу ефрейтор пытался объяснять, что он обеими руками за Советский Союз, ненавидит Гитлера и весь нацистский режим. Еще до войны начал учить русский язык, интересовался политинформацией. В общем, немцу удалось убедить командира партизан в своей искренности и тот даже выдал дезертиру оружие.

Фриц (слева) во время обучения в Москве.
Фриц отплатил в первом же бою, уничтожив немецкого пулемётчика, открывшего прицельный огонь по партизанскому отряду. Летом 1942-го Шменкель в форме вермахта в одиночку фактически взял в плен полицейских из «вспомогательных частей» - привёл 11 предателей в отряд. К зиме ударил сильнейший мороз, и в отряде из-за дефицита продуктов наступил голод. Фриц умудрился увести подводы с хлебом и картофелем буквально из-под носа у германских интендантов. Слава о предателе Гитлера разнеслась по округе, и немецкое командование отпечатало листовки, призывая отловить мерзавца.
«Разыскивается изменник Фриц Шменкель. Взять живым или мёртвым. Русский за помощь в поимке награждается 8 гектарами земли, немецкий солдат получает 2 000 рейхсмарок и двухмесячный отпуск домой». В следующем 1943 году Фриц дал интервью военному корреспонденту Борису Полевому из «Правды». Будущий автор «Повести о настоящем человеке» в своем материале отметил, что Шменкель на тот момент неплохо владел русским, а в отряде его уважали и звали «Иван Ивановичем». Мол, нехорошо советского бойца Фрицем называть.
«Умираю за хорошее дело»

Вдова Шменкеля и генерал Батов.
Фриц показал себя честным, умелым и надежным бойцом, заслужив авторитет среди партизан. Немец научил русских пользоваться трофейным оружием, а однажды на глазах у всех в форме гитлеровского генерала заманил в ловушку вражеский обоз с боеприпасами. Его знания немецких уставов, языка и манеры поведения противника были уникальными для красноармейцев и сделали Шменкеля ценным кадром. В декабре 1943-го Иван Иванович был направлен для диверсионной операции за линию фронта. Отряд немца попал в окружение гитлеровскими карателями, но Иван Иванович почти две недели стойко отбивался от преследователей. Спустя месяц, когда вестей не появилось, немца все похоронили, когда он, обмороженный и обессиленный, вернулся к своим. За военные заслуги получил орден Красного Знамени.
Весной, когда отряд соединился с регулярными частями Красной Армии, Ганс прошел обучение в разведшколе и стал командиром новосозданной диверсионной группы. В начале 1944-го гитлеровцы захватили Шменкеля в районе Минска и расстреляли предателя по приговору военного трибунала. В последнем письменном обращении к семье он писал: «Извини меня за беспокойство, которое я вам причинил тем, что до конца шёл по избранному пути. Но я не отказываюсь от своих дел и в последние часы моей жизни. Навстречу своему расстрелу я иду смело, так как умираю за хорошее дело». О Шменкеле вспомнили в 1961 году. Сотрудникам КГБ удалось обнаружить доказательства того, как отряд Фрица уничтожил крупное соединение нацистских полицаев. За суммарные заслуги в 1964-м «Ивана Ивановича» удостоили высочайшего звания Героя Советского Союза.
История другого Героя, которого чуть не расстреляли. Почему приговорили к растрелу, а потом дали звезду Героя Советского Союза фронтовику Александру Башкину.


