Модельер Александра Грамолина, превратившая Ригу в центр западной моды в СССР | Фото: freecity.lv и vintagestory.ru
Во времена СССР рижские дизайнеры были ретрансляторами европейских модных тенденций. В настоящий бренд превратила рижскую моду Александра Грамолина – модельер, которая после эмиграции в Китай вернулась на родину и стала художественным руководителем Рижского дома моделей. Долгие годы ее имя незаслуженно было предано забвению, а ведь именно благодаря ей Ригу называли столицей советской моды.
Журнал *Ригас модес*, 1952-1953 гг. | Фото: imhoclub.by
Александра Шамрай родилась в 1911 г. в Чите в семье инженера и портнихи. Когда девочке было 10 лет, ее семья переехала в Харбин, который был на тот момент одним из крупнейших центров русской эмиграции. Спустя год отец оставил семью. Чтобы прокормить троих детей, мать зарабатывала шитьем. Александра увлеклась живописью и окончила частную художественную школу. А когда они в 1932 г. переехали в Шанхай, она начала помогать матери шить и занялась оформлением витрин в качестве художника-декоратора.
Журнал *Ригас модес*, 1952-1953 гг. | Фото: imhoclub.by
Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг. | Фото: vintagestory.ru
В 1937 г. Александра вышла замуж за русского эмигранта, инженера Владимира Грамолина. В Шанхае она устроилась в частное ателье дамской одежды и шляп «The modern women», где проработала 12 лет, став его руководителем. В 1942 г. супруги подали ходатайство о принятии гражданства СССР. Ожидать ответа пришлось 4 года, но когда в 1946 г. они его наконец получили, с переездом не спешили, а в 1951 г. отправились в Австралию. О причинах этого решения ничего не известно. В автобиографии Грамолина сообщает только то, что в Сиднее она окончила Академию моделей и кройки, получила диплом модельера и закройщика женской и детской одежды, работала художником-модельером на фабрике массового пошива. В Австралии супруги подали ходатайство о возвращении в СССР и в 1955 г. переехали в Ригу.
Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг. | Фото: vintagestory.ru
В Рижский дом моделей Александру Грамолину приняли временно – на замену заболевшей закройщицы, но уже через неделю взяли в штат художником-модельером. Спустя несколько месяцев она уже была главным художественным руководителем Рижского дома моделей. Директор дал ей такую характеристику: «Проживая за границей в разных странах тов. Грамолина обогатилась впечатлениями, что способствует расширению ее кругозора и развитию художественного вкуса. В работе энергична и исполнительна, но очень слабо разбирается в вопросах организации производства и в экономике социалистического предприятия».
Модные показы А. Грамолиной пользовались невероятным успехом | Фото: freecity.lv
Опыт работы в Китае и Австралии помог Грамолиной не только успешно реализовать собственный творческий потенциал, но и вывести Рижский дом моды на всесоюзный уровень. На работы модельера вскоре обратили внимание московские художники, которые дали им очень высокую оценку. В 1960-х гг. модные показы рижан в Москве пользовались невероятным успехом – Грамолина устраивала целые театрализованные представления, и билеты на них разлетались мгновенно. У каждого показа было свое название и своя тема, во время дефиле даже звучали стихи, девушки выходили на подиум под музыку Раймонда Паулса.
Сотрудники Рижского дома моделей после возвращения из Парижа, 1970 г. Александра Грамолина – в нижнем ряду слева | Фото: freecity.lv
Когда в 1967 г. советские модельеры впервые отправились в Монреаль на международную выставку, часть коллекции была создана в Риге под руководством Грамолиной. Но сама она какое-то время оставалась невыездной из-за того, что у нее были родственники за рубежом. Тем не менее Грамолина всегда следила за европейскими модными тенденциями: она создала при Рижском доме моделей методический кабинет, где занимались переводом польских, итальянских, немецких и французских модных журналов.
Журнал *Ригас модес*, 1955-1956 гг. | Фото: vintagestory.ru
Журнал *Ригас модес*, 1957-1958 гг. | Фото: vintagestory.ru
В 1972 г. Александра Грамолина ушла из Рижского дома моды в связи с выходом на пенсию, но долгое время без дела оставаться не смогла. Ее приняли на работу консультантом в знаменитое ателье «Ригас модес», которое было самым дорогим и престижным в Риге. Его главный художник-модельер рассказывала: «Опыт Александры Николаевны нам очень пригодился. Она говорила, что чувствует моду на два года вперед, и это было действительно так. А еще она научила меня отношению к профессии. Она была влюблена в свое дело, работала не ради денег: ни шубы, ни машины, ни дачи у Грамолиной не было. И все мы были так же одержимы работой: больничные никогда не брали».
Журнал *Ригас модес*, 1961-1962 гг. | Фото: vintagestory.ru
Эскизы из книги М. Азаровой и А. Грамолиной *Конструирование и моделирование одежды*, 1969 | Фото: freecity.lv
Журнал «Ригас модес», который выпускал Рижский дом моделей вплоть до 1992 г., стал одним из самых популярных модных изданий благодаря тому, что в нем можно было найти новейшие модели одежды с удобными выкройками в каждом номере. Историк моды Александр Васильев называл его советским «Vogue», так как в 1960-1970-х гг. журнал «Ригас модес» был одним из главных путеводителей в мире моды, формирующим чувство вкуса и стиля.
Ателье *Ригас модес* в 1970-х гг. | Фото: fashionmuseumriga.lv
Профессиональных моделей тогда еще не было, но Грамолиной удавалось безошибочно определять самых перспективных девушек из числа претенденток на участие в показах. Она считала, что у манекенщицы должны быть идеальными ноги – «как бутылочки» – с тонкими щиколотками. Одна из самых известных манекенщиц Рижского дома моды Аснате Смелтере говорила: «Не будет преувеличением сказать, что в шестидесятые и семидесятые Рига диктовала моду всему огромному Советскому Союзу. Художники Рижского дома моделей создавали дизайн одежды, которую показывали на выставках и дефиле; некоторые модели попадали и в массовое производство. Наш «Ригас аудумс» производил ткани, которые достойны отдельной выставки, а швейные заводы Латвии одевали весь СССР».
Одна из самых известных латвийских манекенщиц советских времен и модельер А. Смелтере | Фото: rus.liepajniekiem.lv и delfi.lv
После распада СССР и Рижский дом моделей, и ателье «Ригас модес» прекратили свое существование. Александра Грамолина ушла из жизни в 1998 г. в возрасте 87 лет. К тому времени слава Рижского дома моды померкла, а имя художника-модельера было надолго предано забвению. И только в последние годы благодаря усилиям историка моды Александра Васильева о королеве советской моды снова заговорили.
Одна из самых известных латвийских манекенщиц советских времен Регина Позвольская | Фото: mixnews.lv
Журнал *Ригас модес*, 1964-1965 гг. | Фото: vintagestory.ru
«Столица западной моды» в СССР тогда была совсем другой: Как выглядела Рига 30 лет назад.
Подготовлено по материалам сайтов freecity.lv, fashionmuseumriga.lv и vintagestory.ru
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: