Венеция – уникальный город Италии, расположенный на воде. Этот итальянский город славится своими уникальными каналами и удивительным водным транспортом - гондолами. Это не только плавсредство, но и важнейшая часть культуры Венеции, ее отличительная особенность. Секреты судостроения гондол передаются из поколения в поколение, однако с развитием новых технологий перевозок их производство значительно сократилось. На сегодняшний день в Венеции существует всего четыре фабрики Трамонтина, которые придерживаются старинных методов строительства гондол.
Особенности венецианских лодок-гондол
Венеция - жемчужина Италии
Гондола – один из символов Венеции. Именно она вспоминается, когда речь идет о городе на воде. Гондола представляет собой лодку черного цвета, с плоским дном, декорированную разнообразной росписью и уникальной резьбой.
Традиционно венецианская гондола производится в специальных мастерских. В длину она составляет 11 метров, в ширину – около 1,4 метра, а весит такая лодка свыше 400 кг. Уникальность данного плавсредства состоит в том, что для постройки одной лодки используется 8 пород деревьев (дуб, красное дерево, липа, орех, ель, вишня, вяз и лиственница), а количество различных деталей доходит до 280 штук. На создание одного только деревянного остова гондолы уходит более трех месяцев, а на декоративную отделку – более месяца. Сложные украшения и роскошная отделка являлись демонстрацией статуса владельца гондолы.
Форма гондолы асимметрична.
Форма венецианской лодки асимметрична, силуэт обтекаем, ее оконечности частично выступают из воды. Ее левая сторона на 24 сантиметра шире правой. Это создает впечатление, что гондола может перевернуться. Однако это не так. Асимметричность помогает гондольеру уравновешивать лодку в движении, управляя гондолой при помощи одного весла. Такая форма говорит не только о виртуозности и мастерстве итальянских судостроителей, но и об умении гондольеров управлять этим уникальным водным транспортом, умело перемещая его по обширной сети извилистых венецианских каналов.
Традиции
Гондола - символ Венеции
Гондола является не только символом итальянской Венеции, но и свидетельствует о традициях, передающихся из поколения в поколение. Поездка на этом уникальном судне по венецианским каналам позволяет глубже увидеть историю и культуру города на воде.
Обтекаемый силуэт сделал гондольный катер одним из самых популярных и простых средств передвижения. В XVI веке практически все частные гондолы были оснащены небольшой каютой, которая называлась фельзе. Такие каюты служили пассажирам судна защитой от непогоды, а также обеспечивали уединение. Поэтому эти маленькие помещения часто использовались для встреч и свиданий. В то время между гондольерами и пассажирами установилась определенная договоренность: то, что происходит в гондоле, не выходит за ее пределы.
Кроме того, некоторые модели отличались особым дизайном, сложной резьбой, роскошной отделкой, что делало гондолы уникальным и стильным видом транспорта. Они привлекали купцов и высокопоставленных лиц, которые стремились продемонстрировать своё богатство.
В XVII веке поездки и грузоперевозки на гондолах осуществляли около 10 тысяч человек. Современная же реальность значительно отличается от Средневековья. Сегодня количество гондол в Венеции сократилось до нескольких сотен. Их практически не используют для грузоперевозок. В основном гондолы служат удовлетворению потребностей туризма.
Мастерская Трамонтина
Фабрики Трамонтина придерживаются старинных методов построения гондол
В самом центре Венеции до сих пор действует одна из самых известных итальянских мастерских по строительству гондол Трамонтина, которая была основана в 1884 году. Во главе семейного бизнеса сегодня стоит Рената Трамонтин. От нее туристы могут услышать историю трудоемкого производства лодок, об ушедших временах, когда в Венеции существовало множество судостроительных верфей.
Рената свято чтит семейные старинные традиции. Мастерская является ее гордостью и символом упорства, с которым она старается сохранить историческое наследие Венеции, а также возвеличить культуру города на воде.
На сегодняшний день в Венеции существуют всего четыре фабрики Трамонтина, где придерживаются старинных методов изготовления гондол. Примером трудоемкости и уникальности искусства является резьба изогнутого весла гондольера.
Гондолы – единственное средство передвижения, способное проникнуть даже в самые укромные и скрытые уголки Венеции. Поэтому они пользуются особой популярностью у туристов, которые приезжают в город и желают увидеть историческую его часть.
Сложности подготовки гондольеров
Стать гондольером не так просто
Гондольер – неотъемлемая часть гондолы. Он не простой проводник по каналам, а настоящий распространитель венецианской культуры. Однако стать гондольером не так просто, как кажется. Эта профессия требует не только умения управлять уникальной лодкой, но и иметь знания в различных областях. Для этого претенденты на должность гондольера обязаны пройти более полугода обучения. За это время кандидату нужно освоить не только практику гребли одним веслом и управления гондолой, но и выучить историю и культуру Венеции.
Кроме этого, гондольеру необходимо знать несколько иностранных языков, чтобы свободно общаться с туристами. Немаловажным качеством могут стать вокальные данные претендента. Программа подготовки предусматривает теоретический и практический курс по искусству управления гондолой. Ведь гондольеру нужно размещаться в лодке так, чтобы обеспечивать противовес, стабилизируя ее необычную асимметричную форму. Иначе гондола может опрокинуться – и тогда все окажутся в воде.
Только после успешного прохождения соревнований по парусному спорту и сдачи экзаменов по другим дисциплинам учащийся имеет право носить гордое звание гондольера. Ведь именно они являются одними из ключевых фигур в туриндустрии города, привлекая внимание посетителей и гостей Венеции своим мастерством и знаниями.
Наводнения – частое явление в Венеции. В зимние месяцы каналы «выходят из берегов», подтопляя улицы и здания. Чтобы минимизировать ущерб в таких ситуациях, один из книжных магазинов придумал оригинальное решение - разместить книги в... гондолах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: