Одна из племянниц знаменитого кардинала, заложница своего положения, умевшая извлекать из жизни удовольствие, Гортензия Манчини прославилась как самая любимая дядей "мазаринетка", унаследовав его титул и испробовав в жизни практически все, начиная от материнства и заканчивая романами с представителями обоих полов, а еще – мемуарами, в которых довольно уклончиво обо всем этом рассказывала.
Самая завидная невеста
Жюль Мазарини, дядя Гортензии
Стремительный взлет карьеры итальянца Жюля Мазарини открывал и для его родственников неплохие возможности устроиться в жизни. Многочисленных племянниц кардинала, что были отправлены к дядюшке в Париж, ждали необыкновенные привилегии: о девочках заботилась сама королева Анна Австрийская, они воспитывались вместе с юным королем Людовиком XIV, получая прекрасное образование и попутно очаровывая своего венценосного приятеля; не менее четырех «мазаринеток» состояли в разное время в любовной связи с королем. Была среди них и Гортензия Манчини.
Гортензия Манчини
Она считалась самой красивой среди всех сестер Манчини и Мартиноцци – такие фамилии носили дети сестер кардинала – и была любимицей дяди. В отсутствие собственных официальных отпрысков именно Гортензии он завещал свое состояние и герцогский титул, который должен был принять и ее будущий супруг. Стоит ли говорить, что невестой она была завидной – впрочем, и остальные прекрасные родственницы итальянца играли на руку кардиналу, их браки помогали Мазарини укреплять свое влияние во Франции и вообще в Европе, а потому и на Гортензию у него были серьезные надежды.
Король Франции Людовик XIV
Когда девушке было тринадцать, к ней посватался английский король Карл II, в то время находящийся в изгнании. Мазарини счел эту партию бесперспективной и отказал претенденту на руку Гортензии, о чем вскоре пожалел: король вернул себе престол и, в свою очередь, раздумал вступать в брак с молодой итальянкой – несмотря на то, что кардинал пытался вернуться к этому вопросу, подняв ставки и увеличив приданое невесты.
Правда, в женихах недостатка не было, и обладателей громких титулов среди них было предостаточно. С предложением руки и сердца к Гортензии обращались кузен Людовика XIV Карл Савойский, герцог Лотарингский – но предпочтение было отдано одному из ярых сторонников Мазарини и родственнику кардинала Ришелье, сыну маршала Франции.
Арман-Шарль де Ла-Порт
Арман-Шарль де Ла-Порт, маркиз де Ла-Мейере, не отличался какими-либо выдающимися данными, кроме того, что он родился с громким именем и титулом и был крайне предан Мазарини. Может быть, для семейного счастья Гортензии и следовало бы выбрать кого-либо другого, но с волей дядюшки спорить не приходилось, и 1 марта 1661 года пятнадцатилетняя мадемуазель Манчини стала женой де Ла-Порта. Восемью днями позже она приобрела титул герцогини Мазарини – кардинал скончался.
Неудачный брак и удачные знакомства
Портрет Гортензии Манчини кисти Воета
Стоит разобраться, что за человеком был супруг Гортензии. Скупой, мнительный, с признаками психических отклонений, он быстро превратил жизнь молодой герцогини в некое подобие тюремного заключения. Арман-Шарлю всюду виделись обман и измены: он мог ворваться ночью в спальню жены и устроить там поиски затаившегося любовника. Служанкам, что устраивались на работу к герцогу, он приказывал выбивать передние зубы – чтобы обезображенные лица не вызывали мужскую похоть. Герцог был религиозным фанатиком, заставлял Гортензию долгими часами молиться, а в конце концов увез ее в глухую провинцию, где, по его мнению, она не могла поддаваться соблазнам.
Впоследствии, когда тягостное супружество останется для Гортензии позади, она и впрямь будет давать много пищи для пересудов, не особенно умело скрывая свои любовные связи. Но за период с 1662 по 1666 годы она, тем не менее, родила четверых детей. Правда, еще во время совместной жизни с мужем она закрутила роман с молоденькой женой маркиза де Курсель по имени Сидони. Узнав об этом, муж Гортензии поместил обеих девушек в монастырь, в котором не обошлось без шалостей и розыгрышей от Сидони и Гортензии – таких, как подмешанные в святую воду чернила. Из монастыря девушки в итоге попросту сбежали.
Портрет Гортензии кисти Кнеллера
Клин в их отношения вбил маркиз де Кавуа, который приглянулся обеим – и Гортензия решила "сдать" подругу ее мужу, в связи с чем маркиз де Курсель вызвал де Кавуа на дуэль. Но скучной жизни с нелюбимым мужем Гортензия больше не хотела – и однажды ночью ушла из дома, отправившись в Рим в дом своей сестры Марии Колонна.
Маркиз де Ла-Мейере был в ярости, он обратился к судебным органам, писал королю с просьбами вернуть беглую жену, по-видимому, серьезно надоев Людовику – во всяком случае, тот принял решение взять Гортензию под свое покровительство и назначил ей содержание в 24 тысячи ливров в год. Собственное же состояние Гортензии оставалось у ее мужа.
Мария и Гортензия Манчини
Гортензия и Мария были очень дружны, разделяли общие интересы и были искренне привязаны друг к другу. Когда спустя четыре года у Марии завязался роман, после которого она решила покинуть своего мужа, сестры затеяли побег. Переодевшись в мужские платья, они отправились к морю, где наняли корабль. После этого Гортензия обосновалась в доме в Верхней Савойе, в Шамбери, который выделил ей другой покровитель – герцог Савойский, некогда несостоявшийся жених.
Карл, герцог Савойский
В Шамбери Гортензия стала хозяйкой настоящего салона, у нее собирались поэты, писатели и художники, и там же она принялась за свои мемуары – в том числе и ради борьбы со сплетнями, которые распускал ее муж. Тогда это было из ряда вон выходящим событиям – написание мемуаров доселе считалось чисто мужским развлечением.
Но случилось так, что герцог Савойский умер, и стараниями его вдовы Гортензия оказалась на улице. Одна из самых богатых женщин Европы, теперь, без крыши над головой и возможности пользоваться хоть какими-либо деньгами, она рассчитывала на удачу, и та не замедлила повернуться к герцогине лицом. Свое покровительство девушке предложил английский посол лорд Монтегю, который желал расправиться с фавориткой короля Англии Карла II Луизой де Керуаль, а для этого приблизить к его величеству прекрасную Гортензию.
Фаворитка английского короля
Карл II, король Англии
Расчет оказался верным – вскоре после прибытия на туманный Альбион герцогиня Мазарини сумела так очаровать Карла, что Луиза была забыта. А для Гортензии наступил очередной звездный час. Она позировала на портретах, которые во множестве заказывал король, ездила верхом, снова принимала у себя, в доме на Ковент-Гарден, поэтов, музыкантов и других мастеров искусства того времени.
В Лондоне Гортензия сблизилась со своей родственницей, ставшей теперь герцогиней Йоркской и супругой брата короля. Сам же Карл II назначил большую пенсию Гортензии – четыре тысячи фунтов в год - и помог ей вернуть из Франции часть драгоценностей, на которые муж наложил арест.
По всей видимости, Гортензия Манчини была человеком общительным и дружелюбным и умела завоевывать симпатии и завязывать знакомства. И в своих мемуарах она не настолько откровенна, чтобы приписывать ей романы с разными мужчинами и женщинами, но из других источников известно, что среди ее любовников и любовниц были, в том числе, и герцогиня Сассекская, незаконная дочь Карла II, и Людовик I де Гримальди, принц Монако. Возможно, именно это явилось причиной охлаждения короля к своей фаворитке: он отдалился от Гортензии и вновь приблизил к себе Керуаль.
Сестры Мария, Олимпия и Гортензия
В 1685 году Карл умер, и править Англией стал супруг племянницы Гортензии, герцог Йоркский, под именем короля Якова II. Но вскоре он был низвергнут, а новый король ей уже не благоволил, и Гортензия оказалась на пороге настоящей бедности. Воспользоваться своим богатством она по-прежнему не могла, вернуться во Францию, где ее поджидали бумаги об аресте, тоже. Она поселилась в небольшом домике в Челси, где и умерла в возрасте 53 лет. Поговаривали, что это было самоубийство, незадолго до смерти ее постигло серьезное разочарование, когда очередной объект страсти Гортензии предпочел ей ее же собственную дочь. Впрочем, современники герцогини Мазарини утверждали, что она удивительным образом сохранила молодость и красоту.
После смерти Гортензия наконец попала во власть мужа, который на протяжении почти нескольких десятков лет безуспешно пытался заполучить ее обратно. Он впал в очередное помешательство и в течение года возил тело Гортензии по Франции, до тех пор, пока приказом короля не было велено захоронить останки. Де Ла-Мейере удалился в свои владения и умер спустя четырнадцать лет, когда ему было восемьдесят два.
А о том, как складывалась карьера дяди Гортензии, фактического правителя при Людовике XIV здесь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: