В середине XIX века этот человек был одним из самых известных в Америке, поскольку являлся основателем и редактором самой прогрессивной и влиятельной газеты «New York Tribune», тираж которой превосходил все другие известные издания. К его словам прислушивались, его знаменитая фраза «Идите на Запад!», которую он произнес в ответ на многочисленные вопросы о поиске работы в США, стала культовой и открыла многим путь к успеху. Но приняв участие в президентской кампании, он проиграл выборы и через 24 дня умер при странных обстоятельствах.
Кем был Хорас Грили
Хорас Грили
Хорас Грили родился в 1811 году, в Нью-Гемпшире, в семье местных фермеров. Позднее вместе со своей обанкротившейся семьей, потерявшей ферму, он переехал в Ист-Поултни, штат Вермонт, где устроился на работу учеником местного печатника. Заработки были маленькими, они едва помогали семье Грили сводить концы с концами.
В двадцатилетнем возрасте Хорас решил попытать счастья и отправился на поиски работы в Нью-Йорк. Там было больше возможностей для ученика печатника, поскольку уже в то время издавалось несколько десятков газет, тринадцать из которых выходили ежедневно.
Издательское дело в то время было на подъеме, и Грили не составляло большого труда найти работу, но он столкнулся с ужасным явлением, к которому не мог привыкнуть. Большинство газетчиков процветало за счет бедствий других. Чем больше газета освещала трагедий, преступлений, стихийных бедствий и сенсационных происшествий, приукрашивая их яркими, надуманными описаниями, тем скорее она становилась популярной и тем больше дохода приносила своему хозяину.
Дошло даже до того, что летом 1835 года одна из газет совершила знаменитую «лунную мистификацию» с серией фальшивых статей о лунных формах жизни, якобы увиденных астрономами через новый телескоп.
Честный до наивности Грили с ужасом наблюдал за этим безобразным на его взгляд явлением. Проработав в течение трех лет в разных изданиях, он начал понимать, что эти тенденции требуют «активного сопротивления и немедленного исправления».
Основал одну из самых популярных газет США «New York Tribune»
Редакция New-York Tribune, Грили третий слева в первом ряду / Фото: smithsonianmag.com
В возрасте 23 лет Хорас Грили решил исправить ситуацию и начал издавать свой еженедельный журнал под названием «New-Yorker». В первом же выпуске своего издания он объявил, что намерен «использовать интеллект морального, практического и поучительного характера», обещая все делать без обмана и избегать «увлекательной чепухи» и «экспериментов над доверчивостью публики».
Но такой подход к издательскому делу сразу же породил проблемы - его издание практически не окупалось. На протяжении семи лет, с 1834 по 1841 год, Грили упорно издавал журнал, уверенный, что миру просто необходимо «правильное издание», но при этом сам он постоянно находился на грани финансового краха. За это время он нажил немало врагов, которые считали его «неподходящим» для работы в городской журналистике.
В 1841 году Грили изменил название своего журнала на «New York Tribune» и объявил, что его издание больше не будет платформой для сбора городских новостей, оно будет «более подходящим для семейного чтения, чем для бара в Боуэри».
Журнал изменился, на его страницах появилось много интересных статей, оказывающих значительное влияние на общественное мнение, а сам Грили вскоре получил репутацию заметного и влиятельного редактора. Он проделал большую журналистскую работу, после которой его стали воспринимать скорее как «общественного учителя», «оракула», создавшего при помощи своего журнала сообщество мыслящих людей.
К началу Гражданской войны в США «New York Tribune» достигла четверти миллиона подписчиков и гораздо большего количества читателей по всему северу Соединенных Штатов, а Грили стал одним из самых известных людей в стране.
Идите на Запад!
Хорас Грили
Хорас Грили, конечно, не исправил политику других популярных изданий, ориентированных на сенсацию, не исправил он и общество, которое их породило, но он изменил восприятие газет. Превратив «New York Tribune» в центр обмена информацией и идеями, он сделал реформаторскую, ориентированную на мнения журналистику коммерчески жизнеспособной и придумал образ журналиста-крестоносца. В течение следующих трех десятилетий, вплоть до своей смерти в 1872 году, Грили демонстрировал силу этой модели и даже способность влиять на политику страны.
В 1862 году он написал редакционную статью под названием «Молитва двадцати миллионов», в которой критиковал Линкольна за его нежелание использовать полномочия, предоставленные ему Конгрессом, для конфискации южной собственности, включая рабов, с целью их освобождения. И Линкольн вынужден был публично ответить на его статью и объяснить, что официальный долг требовал от него сохранение Союза, но он рассматривает различные сценарии борьбы с рабством.
Как большой сторонник расширения территории США на запад, Грили разделял национальное убеждение, что освоение земель между Атлантическим и Тихим океанами должно стать судьбоносным для Америки. Ему принадлежит крылатая фраза «Идите на Запад!», сказанная в ответ на упование многих американцев, что найти работу в стране становится все труднее.
Грили смягчил свой совет конкретными рекомендациями относительно подготовки к путешествию, спрашивая: «Вы умеете пахать, сеять, косить, выращивать скот? Если нет - осваивайте это, забирайте свою семью и отправляйтесь на Запад! Там очень нужны люди, и работы хватит на всех!».
Предвыборная кампания Хораса Грили
Хорас Грили и Улисс Грант
Большую часть XIX века Хорас Грили считался самым известным человеком в Америке, таким же прославленным своими публикациями, как писатели Эдгар Аллан По, Генри Дэвид Торо, Марк Твен и Уолт Уитмен, многие из которых публиковались в его журнале и стали его близкими друзьями.
Когда отколовшаяся группа республиканцев, возмущенных безудержной коррупцией, процветающей при президентстве Улисса Гранта, решила выдвинуть кандидата от третьей партии на пост президента на выборах 1872 года, неудивительно, что для решения этой задачи выбор пал на Хораса Грили. Редактор «New York Tribune» с энтузиазмом начал предвыборную кампанию, которая получила дополнительный импульс после того, как демократическая партия, неспособная договориться о своем кандидате, также поддержала его.
Однако после многообещающего начала Грили пришлось столкнуться с жесткими политическими нападками со стороны конкурентов, пережить необоснованную критику в свой адрес, прочитать полные лжи и искажения его взглядов статьи, увидеть карикатуры на себя, регулярно появляющиеся в прессе. Кроме этого, тяжело заболела его жена Мэри, поэтому Хорас вынужден был много времени проводить у ее постели.
Президентская кампания оказалась для него чрезвычайно тяжелой и изнурительной, только за сентябрь он произнес около двухсот речей в Нью-Джерси, Пенсильвании, Огайо, Кентукки и Индиане. При этом он чувствовал, про проигрывает. Один из его друзей рассказал, что посетил Грили как раз перед выборами и увидел карикатуры, лежащие на его столе. Он с грустью сказал: «Я проиграю кампанию, и моя жизнь будет испорчена». Но все оказалось гораздо трагичнее.
Трагический уход из жизни
Похороны Грили / Фото: commons.wikimedia.org
За неделю до выборов умерла жена Грили, и он, опустошенный потерей, прекратил всякую агитацию. Его конкурент Улисс Грант, пользующийся своей репутацией героя Гражданской войны, легко одержал победу на выборах и стал 18-м Президентом США.
После выборов Грили ненадолго вернулся в «New York Tribune» и даже смог написать несколько статей. Но работа не ладилась, его мучила бессонница, он полностью потерял аппетит и постоянно пребывал в глубочайшей депрессии. Друзья рассказывали, что им было тяжело видеть, как еще недавно деятельный и полный сил Грили теперь каждый день приходил в офис и пытался удержаться за ускользающие нити своей прошлой жизни.
Его состояние день ото дня становилось все хуже, и спустя две недели он бросил работу. «New York Tribune» сообщила, что главный редактор пребывает в состоянии «нервной прострации», но ожидается, что «скоро вернется к своему обычному крепкому здоровью».
Финансовые дела Грили также быстро пришли в упадок. Он потерял контроль над журналом, продав большую часть своих акций сотрудникам и друзьям, урегулировал свои долги, и по настоянию друзей согласился лечь в частную психиатрическую клинику Нью-Йорка.
Спустя двадцать четыре дня после выборов, в возрасте 61 года, Хорас Грили тихо умер в своей постели. Врачи поставили диагноз - неврастения, вызванная смертью жены, титаническим трудом во время предвыборной кампании и унизительным поражением на выборах. Вскрытия проводить не стали, и странные обстоятельства его смерти до сих пор остаются неизвестными.
После смерти Хорас Грили был восхвален нацией за его достижения. О нем публиковали статьи, как о «величайшем редакторе, которого породила Америка», «самом замечательном человеке в Соединенных Штатах», «выдающемся деятеле своего времени» и «апостоле свободы». Гроб с телом Грили был выставлен для прощания в здании мэрии Нью-Йорка, куда пришли тысячи скорбящих, чтобы отдать ему дань уважения.
Сенат США приостановил обсуждения, чтобы его члены смогли отправиться в Нью-Йорк. На похоронах Грили присутствовал также победивший президент США Улисс Грант. После церемонии процессия из 125 экипажей сопровождала гроб Грили на кладбище в Бруклине, где он был похоронен рядом со своей женой. Как заметила одна нью-йоркская газета, ни одно событие после гибели любимого президента американцев Авраама Линкольна не трогало так глубоко их сердца.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: