Дорогостоящие аксессуары, элитные автомобили и чрезмерно пышные празднества – это не только данность из жизни современных управленцев и чиновников. Исторические справки фиксируют схожие традиции и в кругах имперских монархов. И если сегодня есть место учету государственных растрат, то в эпоху русских царей казна текла рекой.
Охотничьи кортежи и соколиное царство
Алексей Михайлович был большим любителем соколиной охоты./Фото: nethistory.su
Алексей Михайлович известен как страстный поклонник соколиной охоты. Птиц готовил сотенный штат сокольничих, которым было определено солидное годовое жалованье. На царских птичьих дворах выращивалось свыше 3 тысяч соколов.
Царские птицы жили роскошно. По строго установленному графику их кормили свежим мясом. Для разбавления рациона соколов содержался голубиный двор численностью 100 тысяч гнезд. Также в питание крылатых охотников обязательно включись отборные пшеничные и ржаные высевки. Отдельные траты касались организации непосредственно охотничьего выезда.
Церемониал отличался особой торжественностью и сложностью. Первыми шли снаряженные драгоценной сбруей выводные лошади. В колонне неспешно двигались роскошные кареты, всадники, конюхи, охотники, сотни служителей различных подсобных специальностей и огромный обоз со всей необходимой провизией для традиционного праздничного пира. К тому моменту на месте охоты все было подготовлено.
Английский врач императора Самуил Коллинз свидетельствовал, что он больше нигде не видел таких величественных походных шатров. Личные шатры царя и членов его семьи составлялись в круг, в его центре устанавливали походную церковь. Выездные палаты охранялись вооруженной стражей, ограждающей место потехи от посторонних. Охота завершалась щедрым пиром с серебряной посудой. Суммарно одна только соколиная охота вместе с обучением и содержанием соколов обходились казне в немалые деньги - официально более 75 тысяч рублей в год.
Ледяной замок и нескончаемые балы
В 2006 году в Петербурге на Дворцовой площади был построен ледяной дворец - точная копия хором, возведенных во времена Анны Иоанновны./Фото: b1.culture.ru
Эпоха правления Анны Иоанновны прославилась огромными расходами на всяческие увеселительные мероприятия и содержание царского двора, отличавшегося небывалой роскошью. Балы-маскарады могли длиться по 10 дней. Испанский посол де Лирия рассказывал соотечественникам, что двор Петербурга куда богаче парижского. Подобные оценки в письме начальству давал и английский дипломат Рондо, утверждая, что русский двор достиг высочайшего великолепия, несмотря на пустеющую казну.
Согласно смете расходов Анны Иоанновны, содержание двора стоило более 250 тысяч в год. 100 тысяч тратилось только на траты конюшни ее фаворита Бирона, порядка 40 тысяч отводилось на мелкие расходы императрицы. При этом на народное образование выделялось всего 4500 рублей.
Императрица часто забавлялась, применяя на себя роль свахи и сводницы для своих «подопечных». На закате правления Анна Иоанновна устроила роскошную свадьбу придворных шутов. Для этого на Неве построили ледяной дом, где все стены, перекрытия, окна, двери и даже посуда были изо льда. В ледяных подсвечниках горели десятки свечей, а брачное ложе было настелено на ледяной кровати.
Миллиардные замки и десятки тысяч платьев
Зимний дворец./Фото: upload.wikimedia.org
Начало царствования Елизаветы Петровны отмечено в истории как эпоха излишеств и чрезмерной роскоши. Алексей Толстой иронизировал на тему того, что Елизавета занималась в основном песнями и плясками, а порядка в стране нет. При дворе не утихали балы-маскарады, в особое культурное течение вылились «метаморфозы», когда придворные актрисы наряжались мужчинами и наоборот.
Сама императрица слыла законодательницей мод, задавая тон. Ее наряды были крайне дорогими, походя на произведения искусства. После смерти Елизаветы в её гардеробной насчитали 15 тысяч роскошных платьев.
Но самые крупные суммы затрачены из казны на императорские дворцы. Основательно усовершенствованы петровские резиденции на берегах Финского залива. Придворным архитектором Франческо Растрелли были выстроены Зимний дворец, впоследствии ставший главной резиденцией русских монархов, и Большой Екатерининский дворец в Царском Селе. Последний обошёлся госказне в 1,6 миллионов рублей, что на сегодняшние деньги выражается в миллиардных суммах. Пышный полихромный архитектурный стиль Растрелли назван елизаветинским барокко.
Бриллиантовая корона и бюджет любовников
Корона Екатерины Великой. Столь роскошного головного убора не было ни у одного венценосца мира той поры./Фото: historyportal.ru
Грандиознейшим праздником времен Российской империи признана коронация Екатерины Великой. Пиршества продолжались больше трёх месяцев. В процессе торжеств московскому народу было роздано около 20 тонн серебра. На улицах жарили быков и угощали рейнским вином из установленных фонтанов. Повсюду проходили массовые маскарады и гуляния. Подсчитать стоимость всей церемонии крайне трудно, но она точно бы вылилась в астрономическую сумму.
Главной достопримечательностью череды торжеств стала новая корона императрицы, состоящая из почти 5 тысяч бриллиантов, шпинели и редких жемчужин. На все это великолепие из казны пошло около 2 миллионов рублей.
Дорого обходились государству и екатерининские фавориты. Помимо щедрого содержания самих любовников, вокруг них сплачивался круг приближенных, спешащих поживиться покровительством, имениями и казенными рублями. Например, близкий императрице Григорий Орлов помимо стартового чина генерал-майора и тысяч крепостных душ много лет получал от нее миллионы рублей, массу щедрых подарков, дворцов, званий и титулов.
Как было позже подсчитано историками, содержание только основных фаворитов Екатерины составили около 100 млн рублей, что в несколько раз превышает годовые расходы госбюджета тех времен и приравнивается к размерам внешнего и внутреннего долгов империи на конец царствования императрицы.
Как Николай I за казенный счет Пушкина спасал
Коронационное платье Елизаветы Петровны, расшитое золотом и серебром./Фото: armoryhall.ru
По-своему воспользовался казенным бюджетом Николай Первый. Будучи в приятельских отношениях с русским классиком Александром Сергеевичем Пушкиным, император взял на себя роль вызволителя. Первое, что предпринял Николай Павлович сразу после коронации, — вернул поэта из ссылки. Перед смертью Пушкина император пообещал приятелю взять под свой контроль все текущие счета поэта и дальнейшее содержание его семьи. Николай сдержал слово и незамедлительно выплатил 165 тысяч рублей значившегося за Пушкиным долга. В сегодняшнем эквиваленте эта сумма близка к 200 миллионам рублей.
Разумеется, что на эту роскошь и великолепие нужно было постоянно находить деньги. Из-за этого правители России придумывали все новые налоги, причем некоторые из них были откровенно нелепыми.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: