+1 0
0
-1 0

Хотела воевать рядом с мужем-комдивом, но перешла к фашистам: Как стала предательницей герой и орденоносец Сима Ситник



В годы Великой Отечественной войны было немало историй о героизме, но лишь немногие из них столь же трагичны и парадоксальны, как судьба полковника Юрия Немцевича и его жены, майора Серафимы Ситник. Он командовал 205-й авиадивизией, а она была его отважной связисткой. В 1943 году Серафима исчезла, и комдив оплакивал ее гибель, пока однажды из вражеской радиопередачи не раздался ее живой голос, призывающий советских летчиков к сотрудничеству с нацистами.


Этот удар стал двойным: потеря любимой и позор предательства. Но самое удивительное, что Немцевич не отрекся от «переметнувшейся» супруги и, рискуя не только карьерой, но и жизнью, обратился с совершенно немыслимой просьбой напрямую к Иосифу Сталину.

Майор Сима: Отвага и принципы

Сима в рядах Красной армии.

Сима в рядах Красной армии.

Серафима Ситник не была хрупкой тыловой женой. Это была высокая, статная женщина с волевым характером, которая добилась перевода в дивизию, которой командовал ее муж, Юрий Немцевич. С первых дней войны она проявила исключительную отвагу, за что была награждена двумя высокими орденами: Красного Знамени и Отечественной войны II степени. Добившись расположения рядом с любимым, она отправила их маленького сына Валеру в тыл под присмотр бабушки.

Осенью 1943 года во время Пятихатской наступательной операции Ситник в паре с пилотом Павлом Скалием вылетела на ответственнейшее задание, предположительно, транспортируя секретные документы на биплане По-2. Самолет не вернулся. Связь оборвалась, и в дивизии не сомневались в гибели экипажа. Исследователи сходятся: добровольной сдачи не было. Вероятнее всего, биплан либо совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории, либо был атакован и сбит.

Двойной удар и отчаянная просьба

Полковник Немцевич.

Полковник Немцевич.

Убитый горем Немцевич оплакивал супругу, пока однажды в эфире не зазвучал ее голос. Серафима, которую он считал мертвой, уверенно агитировала советских пилотов сдаваться, описывая комфортные условия и радужные перспективы под командованием гитлеровцев. Ошибки быть не могло: каждый в дивизии знал голос майора Симы.

Такой удар мог сломить любого. В те времена супруг «предателя Родины» автоматически становился врагом народа. Но Немцевич не верил в добровольное предательство жены. Он был глубоко убежден, что ее заставили записать обращение под пытками или угрозами.

Сталин не ответил на оба письма.

Сталин не ответил на оба письма.


В полном отчаянии полковник сел за письмо самому Верховному Главнокомандующему. Он извинялся за «глупость, на которую толкает горе», и просил Сталина о совершенно немыслимом: обменять Серафиму через нейтральную страну на «захудалого немецкого генерала». Взамен Немцевич клялся отплатить за милость будущими военными успехами на любом участке фронта.

Шантаж и стена молчания Кремля


Ответа из Кремля не последовало. Однако вскоре полковник получил другое послание — уже от самой Серафимы. В письме, явно написанном под диктовку, она описывала обходительное отношение немцев, сообщала, что их сын Валера находится с ней, и призывала мужа присоединиться к ним, обещая протекцию немецкого командования.

Немцевич сделал единственный вывод: враг пытается его завербовать, используя жену и сына в качестве заложников. Он решился на второе письмо Сталину, приложив к нему письмо жены. На этот раз он не просил обмена, а лишь умолял сохранить жизнь Симе и сыну хотя бы после войны.
И хотя карать Немцевича как потенциального предателя не стали, просьба вновь осталась без ответа. Полковника лишь перевели подальше от фронта — в тыловую летную школу, назначив замкомом по летной подготовке.

Немецкая пропаганда и неразгаданная судьба


После войны стали известны детали пребывания Серафимы Ситник в плену. Стойкая майор поначалу вела себя дерзко, и лишь когда немцы, наведя справки, привезли к ней ее маленького сына Валеру, ее сломили. Женщину использовали в качестве агитатора в радиопропаганде, рассчитывая на пополнение рядов перебежчиков, действовавших под командованием бывшего полковника Красной армии Виктора Мальцева.

Немецкая листовка.

Немецкая листовка.


В феврале 1945 года Юрия Немцевича перевели на Дальневосточный фронт, где он принял участие в советско-японской войне, завершив службу в 1947 году в звании генерал-майора.
Судьба Серафимы, ее сына и матери, отправившихся в тыл, остается одной из самых печальных военных загадок. Существует две основные версии.

Трагическая гибель: Немцы заподозрили Ситник в намерении бежать к мужу и организовали провокацию. Они подослали к ней агентов под видом подпольщиков, которые предложили помощь в пересечении линии фронта. После согласия Ситник была расстреляна вместе с сыном и матерью.

Западная эмиграция: По другой версии, Серафима, Валера и ее мать пережили войну, но, понимая неизбежные репрессии на родине, не решились возвращаться в СССР и осели в Западной Европе или США.

Генерал-майор Юрий Немцевич, несмотря на то, что так и не получил ответа от вождя, сохранил честь и звание. Он жил в Москве, где и скончался в 1956 году, до конца сохранив верность своей отважной жене, которую он не осмелился назвать предательницей.

Много ли последовательниц было у Серафимы за годы войны? Как жилось советским женщинам-предательницам в годы Великой Отечественной, и как сложилась их судьба.
0
712 просмотров
В закладки
Версия для печати