На некоторые проблемы не так просто обратить внимание. Человеку всегда ближе то, от чего он страдает здесь и сейчас, и он нечасто задумывается о бедах близких или о том, как одно в нашем мире связано с другим. Активисты стараются придумать яркие акции и проекты, которые говорили бы больше, чем слова, и вот только несколько из них.
Пять миллионов женщин
В Индии выстроилась цепочка из женщин длиной 620 километров. Поводом послужили нападения на паломниц в один из храмов, куда традиционно запрещалось входить женщинам «грязного возраста» — от десяти до пятидесяти лет. Государственный суд признал запрет незаконным, но дорогу желающим помолиться девушкам это не открыло.
Цепочка из миллионов женщин напомнила Индии, насколько важная часть населения имеет женский пол и как часто женщинам оказываются при этом закрыты дороги. Чтобы не мешать студенткам и преподавательницам участвовать в акции, Калькуттский университет даже перенёс дату экзаменов!
Живая стена из женщин в Индии.
Противники женщин в тот самом храме попытались выстроить свою цепочку вдоль дороги, со свечами в руках, но в ней оказалось только несколько сотен фанатиков. Зато этих фанатиков поддерживает правящая партия Индия. По счастью, только словесными выступлениями. Это не первый раз, когда политики у власти препятствуют равноправию в стране.
Красные туфли
Одна из самых драматичных акций — акция с красными туфлями. Впервые её провели в Испании и после того повторяли во многих странах. Суть в том, что на видном месте выстраивается композиция из красной женской обуви (необязательно туфель) того количества, сколько женщин умерло в прошедшем году от рук своих мужей, любовников или родственников.
Пустая красная обувь напоминает о том, что в мирное время массово убивают женщин.
Туфли могут быть выстроены крестом, став своеобразным надгробьем, или рассредоточены на площади, так, что прохожим приходится проходить между их бесконечными рядами. Возле туфель может быть молчаливое пояснение: табличка «убита». Такая наглядная композиция даёт больше представления о масштабах убийств женщин в семье, чем многие другие способы донести эту мысль. Сама акция отсылает к одному из памятников жертвам Холокоста: обуви на набережной Дуная.
Вы кое-чего не знаете о бездомных
Одна из проблем, по которой люди мало вовлекаются в проекты, связанные с бездомными — стереотипы о том, как устроена их психика и насколько они отличаются от «нормальных» людей. В 2014 году в США организация Rethink Homelessness сделала интересный проект. Они останавливали бездомных на улицах Нью-Йорка и просили на камеру написать на куске картона какой-либо факт из их жизни. Видео потом распространяли в социальных сетях.
Среди коротких откровений бездомных есть такие: «У меня есть работа», «Я говорю на четырёх языках», «У меня есть научная степень по биологии», «Мы с ребёнком сбежали из дома из-за насилия», «Я конструировал роботов».
Эта женщина раньше была фигуристкой.
Похожую акцию позже запустила организация «Ночлежка». На домах Санкт-Петербурга, где приходилось жить людям, обратившимся однажды в организацию за помощью, они повесили «мемориальные» куски картона, на которых значились имена бездомных и факты из их жизни. «В подвале этого дома в 2009-2010 гг. жил Петров Иван Витальевич, бывший учитель русского языка», «На чердаке этого дома в 2005-2007 гг. жила Севастьянова Маргарита Васильевна, в прошлом детский врач». Эти таблички призывали задуматься о том, как зыбко порой благополучие и что никогда не известно, что отделяет тебя от потери крова.
В обоих случаях именно картон был использован намерено. На картоне бездомные пишут обращения, когда собирают милостыню, картон же служит им постелью и способом утеплить одежду. Это важный материал в их жизни.
Мемориальные таблички прикрепляли скотчем.
Не букашки
В попытках разгромить базы талибов американские самолёты-беспилотники наугад бомбят поселения в Пакистане, большая часть которых — мирные жители. Попытки привлечь к этому внимание США и операторов беспилотников протестами в Пакистане, естественно, провалились. Организация JR в 2015 году взялась достучаться до бомбардировщиков.
Узнав, что многие операторы называют поражённые цели размазанными букашками, они разработали кампанию «Не букашки». На огромном виниловом полотне был распечатан портрет умершей во время бомбардировки реальной девочки, и полотно это было положено на поле возле её родной деревни. Портрет погибшей девочки должен был напомнить, что крошечные цели на экранах — это люди.
Эффект превзошёл все ожидания. Мировая общественность не только наконец-то (благодаря тому, что портрет попал на Гугл-карты) заметила происходящее, но и операторы беспилотников стали отказываться от сомнительных миссий.
Эта девочка не была букашкой.
Двенадцатилетняя невеста
В 2015 году в Ливане прохожие на улице увидели рядовую, в общем-то, картину: жених и невеста позировали фотографу. Только жених был седовлас, а невесте было двенадцать лет. Часть прохожих только оглядывались на странную парочку, один мужчина поздравил молодых, но некоторые прохожие не прошли мимо.
Одна женщина, бежавшая мимо, начала ругать жениха и спрашивать, где родители девочки — и получила ответ, что они дали на этот брак согласие. Она пыталась настаивать, что такая свадьба незаконна, но жених напомнил, что как раз по закону браки с девочками разрешены — если родители согласились. Тогда женщина попыталась увести невесту с собой, но безуспешно.
Если бы родители этой девочки действительно разрешили какому-то мужчине жениться на ней, спасти её было бы невозможно.
Некий мужчина спросил фотографа, не совестно ли ему, и вступил в словесную перепалку с женихом. Постепенно вокруг молодожёнов собралась толпа возмущённых очевидцев, которые, впрочем, ничего не предприняли. На самом деле, сцена была разыграна местной феминистской организацией KAFA, чтобы обратить внимание ливанцев на то, что в стране действительно разрешены такие браки и огромное количество девочек 9-13 лет ежегодно отдают замуж за взрослых мужчин.
Аналогичную акцию через год устроили в Нью-Йорке. В Таймс-Сквер прохожие увидели, как фотографу позируют двенадцатилетняя невеста и мужчина намного старше неё. Американцы реагировали активнее: они пытались отделить девочку от мужчины, спрашивали её возраст, предлагали вызвать полицию, спрашивали, где её родители и требуется ли ей помощь. Один мужчина в сердцах пытался поколотить жениха. Конечно, потом прохожим признались, что сцена разыграна, а видео пустили по социальным сетям. Оно должно было напомнить, что в США есть места, где свадьбы с девочкам среднего подросткового возраста разрешены законом.
В Нью-Йорке актёра пришлось спасать от толпы.
А вот эта сильная социальная реклама показывает самый понятный и простой способ воспитания всего за 1 минуту.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: