+1 0
0
-1 0

Костюмы для императорского бала и колода карт: Cамый знаменитый русский иллюстратор XIX века Сергей Соломко

Ухаживание. Открытка Сергея Соломко.

Ухаживание. Открытка Сергея Соломко.


Работы Сергея Соломко хорошо известны каждому. Карточная колода «Русский стиль», где представители русского дворянство облачены в костюмы по его эскизам, пользуется популярностью до сих пор. Однако об авторе этих рисунков известно немного – а ведь он вдохновил даже дизайнеров по костюмам вселенной «Звездных войн»…


Акварель Сергея Соломко.

Акварель Сергея Соломко.


Творческая судьба Соломко была неоднозначной. С одной стороны, он работал много, был популярен и успешен. С другой – оказался практически «невидим» для искусствоведов и подвергался жесточайшей критике…
Он появился на свет в богатой и знатной семье, получил прекрасное образование – окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств.
Когда в России начала развиваться журнальная периодика, возник вопрос об иллюстрировании журналов. В то же время под влиянием «Мира искусства» журналы начали обращаться к художникам, способным создавать оригинальную графику, а не граверам, перерабатывающим чужие художественные произведения. Наряду с Елизаветой Бем, Сергей Соломко встал в авангарде самобытных русских иллюстраторов XIX века.

Соломко оказался в авангарде русских дореволюционных иллюстраторов...

Соломко оказался в авангарде русских дореволюционных иллюстраторов...


Соломко начал с журнальной иллюстрации, но не ограничился ею. В 1880-х годах он сотрудничал с журналами «Север» и «Нева», был близок журналу «Мир искусства», создал цикл иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя. На волне возрождения национального самосознания многие художники создавали работы с отсылками к историческому прошлому, в то же время реконструируя, перерабатывая древнерусские мотивы, заново изобретая «русский стиль», который впоследствии, благодаря экспорту продукции, всемирным выставкам и «Русским сезонам» Дягилева завоевал любовь европейцев. Соломко был одним из художников «прикладного» плана, работавшим в неорусском стиле. Он сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, рисовал открытки, которые были необычайно популярны.

Галантная сценка в древнерусском стиле.

Галантная сценка в древнерусском стиле.


Девушка в русском уборе и молодой римлянин.

Девушка в русском уборе и молодой римлянин.


Соломко и в России, и за границей знали в основном по изображениям очаровательных девушек и юношей в русских костюмах различных эпох, флиртующих друг с другом практически в духе «галантного века», а не допетровской Руси. Милые сценки на природе, возле колодцев и плетней, среди берез или на тихих улочках создавали образ идиллического прошлого, в котором хотелось бы жить. Надо сказать, что Соломко не копировал костюмы своих героев с музейных экспонатов. Он, опираясь на исторические образцы, разрабатывал уникальный дизайн каждого образа. Поскольку «славное прошлое» вошло в моду, работы Соломко очень полюбили столичные модницы, заимствовавшие для своих нарядов тонкие оттенки и изящные детали костюмов красавиц с его открыток.

Соломко сам придумывал костюмы на основе исторических.

Соломко сам придумывал костюмы на основе исторических.


Очаровательные пары в древнерусских костюмах.

Очаровательные пары в древнерусских костюмах.


Именно костюмы в неорусском стиле стали самым крупным, ответственным и известным заказом, который выполнял Сергей Соломко. В 1903 году ему довелось создать эскизы для костюмированного бала в Зимнем дворце – самого известного бала времен правления последнего русского царя. Благодаря появлению фотографии до нас дошло немало снимков этого события. Николай II видел в этом маскараде своего рода акт возрождения традиций допетровской эпохи, возвращения к обрядам московского двора, к исконно русской самобытности. Соломко сумел сделать торжественный, но громоздкий боярский костюм изящным и легким, ведь гостям предстояло танцевать в них всю ночь. Известно, что один из костюмов принцессы Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод II: атака клонов» вдохновлен именно работами Соломко для бала в Зимнем дворце 1903 года. На основе эскизов Соломко была выпущена колода игральных карт «Русский стиль», по иронии судьбы завоевавшая огромную популярность в СССР и с тем же успехом перевыпущенная уже в современной России.

Неорусские костюмы в работах Соломко.

Неорусские костюмы в работах Соломко.


Неорусские костюмы в работах Соломко.

Неорусские костюмы в работах Соломко.


В 1910 году Соломко получил богатое наследство и… уехал из России. Он поселился в Париже, где продолжал рисовать сценки из боярской жизни, которые создавали у европейцев определенные представления и о современном им российском быте.
Во время Первой мировой войны Соломко создавал агитационные открытки в основном антивоенного характера, в которых часто присутствовал образ Иисуса Христа и христианских мучеников – например, распятая Польша. После он занимался созданем музея Первой мировой. Кроме того, во Франции Соломко вернулся к проектированию костюма, на сей раз театрального. Он сотрудничал с Анной Павловой и Матильдой Кшесинской.

Символистские работы Соломко по мотивам русской культуры.

Символистские работы Соломко по мотивам русской культуры.


И современники, и советские искусствоведы по-разному оценивали творчество Соломко, но преобладало жестко негативное отношение – «вульгарный галантерейный вкус». Художник Игорь Грабарь назвал его «генералом декадентов» (отсылая, в частности, к его происхождению – отец Соломко был генералом). Соломко обвиняли в потворстве вкусам толпы, упадничестве, пошлости. Он, будучи, что называется, «в тренде» в глобальном смысле, не соответствовал идеям ни одного художественного объединения. Он, с одной стороны, следовал принципам «искусства ради искусства», создавая чистую, беспримесную, однозначную красоту без морализаторства и социального подтекста, с другой стороны – работал как художник декоративно-прикладного направления и рисовал работы, понятные и близкие широкому кругу людей, без сложных философских отсылок и загадочных символов. Но, несмотря на жесткую критику, Соломко, пожалуй, самый всенародно любимый иллюстратор дореволюционной России – у него до сих пор множество поклонников, готовых отдать немалые деньги хотя бы за переиздание его открытки, а колоду «Русский стиль» можно приобрести едва ли не в любом магазине подарков.

Рисунки Соломко не любили критики, но обожали простые люди.

Рисунки Соломко не любили критики, но обожали простые люди.


О личной жизни Сергея Соломко практически ничего не известно. В 1927 году он тяжело заболел, и общество русских художников в Париже провело несколько благотворительных вечеров, чтобы его поддержать. Однако в 1928 году художник, находившийся в Русском старческом доме, скончался и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сказочные иллюстрации Соломко.

Сказочные иллюстрации Соломко.


Текст: Софья Егорова.
0
15963 просмотров
В закладки
Версия для печати