+1 0
0
-1 0

Как становились бурлаками, и Почему они своих товарищей в беде бросали


В кругу бурлаков существовали необычные и порой очень жесткие обычаи и ритуалы. Один из них, а именно посвящение новичков в артель, происходил на территории, именуемой Жареным Бугром. Считалось, что тот, кто выдержал это испытание, станет настоящим мастером бурлачьего труда и будет хорошо зарабатывать. Что же это за странное место и как проверяли людей на готовность к тяжелой, изнуряющей работе?

Бурлацкая жизнь — какой она была


Cамая известная картина про бурлаков принадлежит кисти Репина.

Cамая известная картина про бурлаков принадлежит кисти Репина.

В старину слово «бурлаки» означало крестьян, вынужденных покидать родные места в поисках заработка, часто на значительном расстоянии от дома. Такой путь описывал в своих трудах лексикограф Владимир Даль. Однако чаще всего эти люди трудились на речных судах, где сотни сильных рук и тел создавали команду по волочению судна против течения. Артели бурлаков были небольшими объединениями из десяти-пятнадцати человек, но на больших судах численность могла доходить до полутора сотен. Управлял всем этим самый опытный из них. Тот, кто знал все повадки реки и был способного справиться с коллективом в трудные часы. Он, как хранитель порядка и интересов товарищей, вел переговоры с хозяевами судов и контролировал время отдыха, защищал бурлаков от несправедливых судохозяев. В общем, делал так, чтобы люди, занятые тяжким трудом, полном лишений и суровостей, не надорвались. Старшего бурлака называли еще водоливом. Он был ответственным за подряды и договоры, за сохранность грузов. Кроме того, он должен был контролировать техническое состояние судна, оперативно устранять течи, чтобы избежать затопления баржи и порчи товара.

Главное, чтобы здоровье не подводило


Труд бурлаков  был очень тяжелым, но несмотря на это в бурлачки шли и женщины.

Труд бурлаков был очень тяжелым, но несмотря на это в бурлачки шли и женщины.

В период крепостничества, бурлаки были полностью во власти подрядчиков. Такое положение, в сочетании с невыносимым трудом и антисанитарией, приводило к массовой гибели. Например, в 1692 году Астрахань поразила эпидемия. Из 16 383 погибших, 7 290 были бурлаками. Это ярко свидетельствовало, что люди жили в ужасных условиях, иммунитет у них был сильно ослаблен. Федор Родин в своем труде «Бурлачество в России» (1842 г.) отмечает, что цинга стала одной из причин высокой смертности.Жизни бурлаков уносили также холера, ревматизм и простудные болезни.

А тяжкий труд бурлаков требовал отменного здоровья. Дореволюционные исторические и документальные источники отмечают, что передвижение по мягкому, сыпучему песку с усилием приводило к растяжению жил на ногах, а камни травмировали стопы. Постоянное давление грудью на лямку провоцировало развитие легочных заболеваний. А наклонное положение головы вызывало прилив крови к ней, что негативно сказывалось на зрении.

Посвящение в бурлаки: испытание на Жареном Бугре


Чтобы стать бурлаком, следовало пройти обряд посвящения.

Чтобы стать бурлаком, следовало пройти обряд посвящения.

В основном бурлаки жили, к сожалению, недолго. Потому требовалось постоянное пополнение артелей новичками. Их посвящение в полноправные члены команды было весьма своеобразным. Этот ритуал проводился в местности, известной как Жареный Бугор. По мнению историка Павла Свиньина, это место находилось в верховьях Волги, неподалеку от Костромы. Художники братья Чернецовы, совершавшие путешествие по Волге в 19 веке, описывали этот холм как “довольно высокий”. На его склоне росли несколько сосен. Утоптанная тропа, ведущая на вершину, служила подтверждением, как писали Чернецовы, давности этого обряда, “исстари существующего”. Но такой бугор был не единственным. На всем протяжении Волги, от Ярославля до Астрахани, существовало множество мест, известных как «Жареные бугры». Эти крутые, высокие берега были традиционным местом для проведения обряда посвящения новичков в профессию. Упоминания о таких «Жареных буграх» можно встретить в разных локациях на Волге. Включая окрестности Астрахани, Самары, Казани и Нижнего Новгорода.
Взобраться в лаптях по глинистому склону было  трудно.

Взобраться в лаптях по глинистому склону было трудно.

Новичок обязан был взобраться на бугор в лаптях. По мнению авторов сборника «Большая Волга», это было непросто. Крутой глинистый склон - очень скользкий. К тому же, “старожилы” (деды) располагались внизу и от души хлестали лямками неловких новичков, которые соскальзывали с тропы. Считалось, что бодро достигший вершины, но не подвергшийся наказанию человек станет очень достойным бурлаком. Впрочем, как заметили братья Чернецовы, испытуемому предоставлялась возможность заплатить выкуп “старичкам”. Вероятно, такой бурлак также считался прошедшим испытание.

То есть, Жареный Бугор» был не просто обычной возвышенностью, а испытанием на выносливость. Он «определял», кто может стать полноправным членом сообщества, успешно сосуществовать с другими и заслужить их уважение.

Прочие обычаи и порядки


Заболевших бурлаков  порой оставляли одних.

Заболевших бурлаков порой оставляли одних.

С заключением договора с артелью бурлаков, судовладелец изымал у них документы, удостоверяющие личность. Отныне бурлак становился полностью подневольным до завершения пути. Согласно условиям контракта, он был обязан «быть во всяком повиновении у хозяина, следовать денно и нощно, с максимально возможной скоростью, без малейших задержек, начинать работу с рассветом». Курение табака на судне запрещалось. От разбойников, если таковые появятся, нужно было отбиваться, не щадя собственной жизни.

В целом, у бурлаков было немало необычных, а порой и суровых правил. Например, Николай Хренов отмечает, что в день найма, когда бурлакам выдавали задаток, судовладелец также оплачивал их угощение вином и пирогами. В такие моменты в артелях царил настоящий кутеж, и каждый терял свою обычную, смиренную крестьянскую стать. После пиршества выбранный староста надевал на голову пустое ведро. Хренов видел в этом древний ритуал: тот, кто занимал высокую должность, должен был пройти через унижения и побои.

Равнодушное отношение бурлаков к заболевшим товарищам объяснялось тогдашним мировоззрением и отношением к жизни. Владимир Коршунков пишет, что заболевших бурлаков (например, простудившихся в ледяной воде) часто оставляли на берегу, порой в безлюдных местах. Бурлаки говорили: «Если ему суждено жить — выживет, если нет — дорога одна». Пособий больным не предоставляли. Если заболевший не успел отработать полученный задаток, то сумма взыскивалась при финальном расчете с артели. Пустующее место занимал новый человек. И ему также приходилось пройти обряд посвящения на Жареном бугре.

Среди бурлаков существовала строгая иерархия: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные.
0
39 просмотров
В закладки
Версия для печати